«Alma Mater соцреализма: К 250-летию Академии художеств».
Арт-галерея «Либерти» (улица Пестеля, 17 / Моховая улица, 25).
Декабрь 2007 - март 2008.
Есть вечные ценности. Самые распространенные мнения, конечно же, - из их числа: поэт - Пушкин, фрукт - яблоко, художественный арьергард - петербургская Академия художеств. Это неподвластно времени, против этого спорить не принято, и всё же находятся отважные люди, готовые ставить под сомнение намертво, казалось бы, укорененные в сознании сограждан предрассудки.
Арт-галерее «Либерти» удалось доказательно оспорить мрачноватую репутацию петербургской Академии художеств как оплота творческого консерватизма и реакции - и даже, возможно, опровергнуть это расхожее мнение. Посрамленными оказались многие авторитеты, на протяжении столетий поочередно или в унисон атаковавшие обитель благородных муз: от академика Павла Соколова, Александра Бенуа и Владимира Ульянова (Ленина), в 1918-м даже упразднившего Академию (впрочем, ненадолго), - до самых современных творческих радикалов.
Поводом для нынешнего восстановления исторической справедливости стал 250-летний юбилей крупнейшего художественного учебного заведения России.
Показ живописных, графических, скульптурных работ трех десятков знаменитых выпускников и преподавателей Академии «Alma Mater соцреализма» устроен известной петербургской галереей в рамках ее долговременного проекта «Рожденные в СССР». И название выставки, и название всего проекта могут дезориентировать невнимательного зрителя. Многие из тех, чьи работы извлечены теперь организаторами из собственных хранилищ и из многочисленных частных коллекций, родились не только не в СССР, но даже и не в советской России: Лев Богомолец, Георгий Верейский, Раиса Гетман, Евсей Моисеенко, Николай Ромадин, Анатолий Трескин и некоторые другие их коллеги появились на свет еще в те благословенные времена, когда о большевиках знали лишь посвященные. А творчество всех собранных в галерее «Либерти» мастеров - вне зависимости от их возраста, даже самых молодых (Ларисы Давыдовой, Владимира Загонека, Андрея Яковлева), - убеждает, что Академия художеств за последнее столетие смогла породить отнюдь не только соцреализм.
Как раз политически ангажированной изопродукции на выставке совсем немного, да и то, что есть, скорее вероломный соцреализм, вполне зримо устремленный к пародии и обнажающий уязвимость советского официального искусства (таково, к примеру, монументальное полотно палешанина Дмитрия Кормилицына «Максим Горький на берегу моря»). Преобладает же творчество без уловок независимое. Хотя, конечно, в большинстве случаев работы, созданные с начала 1930-х («Юный разбойник» Ивана Королева) по настоящий день («Первые шажки (Таймыр)» Андрея Яковлева), и выказывают близость к определенным образцам: здесь есть работы откровенно декоративного плана, есть - отсылающие к достижениям отечественных и зарубежных импрессионистов, экспрессионистов, неоэкспрессионистов, фольклористов, наивных художников, новых вещественников, метафизиков, гиперреалистов. С мастерством, недоступным даже самым старательным автодидактам, художники академической выучки возвеличивают бескорыстный патриотизм и семейные ценности, воспроизводят композиции из цветов и овощей, знойную крымскую и прибалтийскую экзотику, безлюдные российские просторы, фиксируют советских конформистов с их напряженной внутренней жизнью, сцены труда и праздников. Эти произведения невозможно назвать принадлежащими одному направлению: слишком очевидно демонстрируют они разные темпераменты, философии и пристрастия их авторов, слишком узнаваемы персональные творческие манеры создавших их мастеров, слишком ясны различия задач и приемов их решения. Выставка как бы напоминает всем подзабывшим, что именно в Академии художеств учились и преподавали многие из новаторов, в разные годы определявших пути развития искусства, не только отечественного.
В великолепной эклектике представленного материала, вероятно, и заключается главное достоинство юбилейной выставки: ее организаторы сумели показать, что, несмотря на все нападки скептиков и маловеров, на все - порой катастрофические - преобразования, которые претерпела петербургская Академия художеств за два с половиной столетия, ее педагоги сохранили верность своей благой миссии, сумели создать надежную систему воспитания талантливой молодежи, дающую ей необходимые знания и навыки - и при том не деформирующую ее самобытности.
Евгений Голлербах; на изображениях - работы Андрея Яковлева и Евсея Моисеенко, а также Татьяна Назаренко на вернисаже.