САДУ ЗДЕСЬ НЕ ЦВЕСТЬ

Jan 19, 2008 15:18

«World Press Photo 2007».
Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость. Атриум Комендантского дома.
Август - сентябрь 2007.



Современная российская фотография живет по канонам старой русской живописи. Сиротские сюжеты «Утро в сосновом лесу», «Московский дворик», «Грачи прилетели» повторяются в сюжетах работ, в большом количестве демонстрируемых на фотовыставках. Повторяются и жанры, и темы, и способы решения этих тем. Крохоборские натюрморты, туманные или снежные пейзажики, выспренние салонные портреты - вот сегодняшний день российской фотографии. Словно никогда не было Александра Родченко и прочих отечественных новаторов в области фотоискусства.

И репортажная российская фотография чаще всего тоже следует старозаветным живописным образцам - «событийным» полотнам «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» или «Утро стрелецкой казни», - создававшимся десятилетия или даже столетия спустя после изображенных на них событий и потому более похожим на оперные постановки, чем на изображения реально бывшего.
Достижения современного отечественного репортажного снимка общедоступны: по городу в изобилии расставлены тумбы и стенды «Петербургской фотохроники», на которых ответственные лица в дорогих костюмах принимают высоких гостей, вдумчиво подписывают документы, многозначительно надувают щеки на трибунах.
Неудивительно, что немногочисленные российские качественные издания предпочитают фотоснимки западных агентств, - даже когда этим изданиям требуются изображения сугубо российских событий. Западная фотожурналистика, как ни кинь, гораздо профессиональнее и честнее.
В этом можно убедиться на выставке работ, победивших во всемирном конкурсе фотожурналистики «World Press Photo 2007».
Фонд «World Press Photo» был организован в 1955 году, патронируется принцем Королевства Нидерландов, поддерживает независимую фотожурналистику и свободный обмен информацией. Кроме прочего, он регулярно проводит крупнейший в мире конкурс фотожурналистики, на котором рассматриваются снимки, запечатлевшие наиболее важные мировые события очередного года, - и затем демонстрирует работы победителей по всему миру. Ежегодно эти передвижные выставки демонстрируются в сорока странах - от Нидерландов до Бангладеш. В Петербурге последний такой показ состоялся в прошлом году, в Москве - восемь лет назад.
Из двухсот работ, ныне предъявленных зрителям, ни одна не сделана россиянином и не показывает Россию. Хотя в нынешнем, уже пятидесятом по счету, конкурсе, финал которого состоялся в феврале в Амстердаме, участвовали и соотечественники, - в числе 4460 профессиональных фотографов из 124 стран.
Международное жюри под председательством Мишель МакНэлли из «The New York Times», состоящее из тринадцати профессиональных фотографов и фоторедакторов СМИ, просмотрело на этот раз 78083 изображения. Лучшими были признаны снимки из Австралии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Дании, Израиля, Испании, Италии, Канады, Китая, Мексики, Нигерии, Нидерландов, Норвегии, Палестины, США, Франции, Швеции, ЮАР, Японии. В десяти жанрово-тематических категориях призовые места распределились между журналистами 53 национальностей.
Лучшие фотографии, показывающие недавние горячие события, спортивные и бытовые сюжеты, жизнь природы, выставлены сейчас в атриуме Комендантского дома Петропавловки, - и место, выбранное организаторами выставки, соответствует содержанию экспонируемого материала. Крепость, никогда не бывшая оборонительным сооружением, а на протяжении столетий являвшаяся главной политической тюрьмой России, - самый естественный фон для драматичнейших картин: иракская война, ближневосточные бомбардировки и насильственные выселения, ликующая туркменская деспотия, взрыв африканского нефтепровода… Сцены повседневной жизни столь же трагичны: конкурс красоты престарелых американок, кромешный быт клиники, где содержатся несчастные, не выдержавшие испытаний судьбы, футбольное состязание безногих инвалидов, горестная свадьба изувеченного на войне солдата, черная стриптизерка на нищем мальчишнике… Даже среди вполне безмятежных природных фотонаблюдений обнаруживаются изображения хищника, терзающего зазевавшегося пингвина. Пингвин в питерском контексте очень похож на гибнущую в петропавловском каземате княжну Тараканову.
Черно-белые и цветные крупноформатные изображения действительно впечатляют. Они показывают, как тревожен, агрессивен и нелогичен современный мир, как наивны были упования старых европейских просветителей на возможность возделать сад в условиях нерассуждающего насилия, - но как необходимы попытки противостояния этому насилию и умиротворения окружающей среды. На фотографиях показано достоинство стариков, не способных противостоять своему возрасту, и всё же не отказывающихся от сознания своей красоты, еврейской женщины, отчаянно сопротивляющейся целому отряду слуг государства, выгоняющему ее с мест, куда это же государство когда-то и позвало ее семью, инвалидов, единственной неампутированной конечностью способных забить в ворота противника решающий мяч.
Эти фотографии - подлинные и высококлассные репортажные съемки, сделанные в режиме реального времени, запечатлевшие происходящее в движении. Эти кадры зафиксировали уникальное и дают понять каждому, кто смотрит на них, как, увы, велика разница между «двориками» и «грачами» современной российской журналистики и реальными достижениями журналистики остального мира.
И дело тут, конечно, не в качестве используемой техники, а в качестве сознания и амбиций тех, кто работает в ответственной профессии. Фотография, подтверждает новая выставка, показывает не только то, что перед объективом, но и то, что за ним.





Евгений Голлербах

world press photo, музей истории санкт-петербурга, фотография, выставки

Previous post Next post
Up