Из конференции Шарата Джойса.
Вопрос: Расскажите, как привнести бхакти в свою практику.
Ответ: Бхакти означает рвение, преданность, посвящение. Чтобы понять, как привнести бхакти, ответьте на вопрос, нравится вам ваша практика или нет. Вначале ни у кого нет бхакти в практике. Но когда вы погружаетесь глубже в практику, тогда бхакти приходит. Рвение и преданность никогда не приходят сразу. Они приходят со временем, когда практика становится частью вашей жизни, частью ваших ежедневных дел.
Практика йоги - все равно, что поход в храм (церковь, мечеть). Зачем мы ходим туда? В детстве родители заставляют нас ходить в храм. Вы идете туда не из-за религиозного рвения, а от страха перед родителями. (Смех) Вы идете туда, но никакого рвения не испытываете. Вы там, но ваш ум не там. Но когда вы становитесь старше, вас уже никто не заставляет, но что-то внутри вас приводит вас в храм. Что это? Вы проходите каждый день мимо храма Ганеши, и вот однажды вы почувствовали, что вам надо зайти и посмотреть что там, узнать, что это такое. Это происходит со многими, вы видите, люди идут повидать Ганешу. Что-то приводит их к нему. Это и есть бхакти.
Когда вы пришли в первый раз, бхакти совсем немного, вы все еще в легком недоумении. Потом еще пару раз зайдете, и вы уже чувствуете, как ваша связь с Ганешей усиливается. И вот уже вы ходите каждый день. Если один день пропустили, вы уже чувствуете, что-то не то, что-то вы упустили, день складывается не так. Вот что такое бхакти. Она приходит сама, ее никак нельзя усилить. А ваша практика - это ваша пуджа.
Я однажды пожаловался одному свами: “Я так рано встаю, у меня никак не получается совершать ритуал каждое утро. Я встаю в 00:30. Мне придется тогда вставать в 23:00.” Свами ответил: “То, что ты практикуешь, по ценности равнозначно пению Гаятри мантры 108 раз”. Гаятри мантра - чантинг, который передается в нашей семье от отца к сыну. Ваша практика должна быть молитвой.
----------------------------------------------------
Вопрос: Что вы могли бы назвать хорошим тичер-тренингом?
Ответ: Хороший тичер-тренинг - это 15 лет обучения… Все эти тичер-тренинги, которые проводятся сейчас - это просто бизнес! Кто из вас посещал тичер-тренинги? Чему вас на них учили?
Ответы из зала: «Первая серия, 8 ступеней, Йога Сутры».
И что, вы теперь это знаете? Вы соблюдаете яму и нияму? Да, вы знаете, что есть 5 ям и 5 ниям, но КАК их соблюдать? Да, вы читаете «yoga chitta vritti nirodha»… НО КАК этого достичь?
Вы когда-нибудь спрашивали того учителя, который проводил тичер-тренинг, соблюдает ли он яму и нияму? Вы ничему не научитесь на этих тичер-тренингах. Учение происходит долгое время.
Раньше йога была садханой (служением). Ученик полностью посвящал себя практике, Гуру. Это была настоящая йога и настоящая трансформация. В Бхагавад-Гите сказано: “Дхарма значит быть честным… Тот, кто предан мне, достигнет мокши. Он будет учить потомков и восстановит истину на Земле”…
-------------
Итак, как вы знаете, учение о йоге должно идти по парампаре. Вы не можете прочитать книгу или посмотреть видео и стать йогином. В книгах и видео нет ничего плохого, это приятное развлечение. Все эти конференции, собрания, фестивали йоги, на которые меня приглашают… Когда я прихожу на них, я вижу, что там происходит, все травят байки про йогов и т.д. Это тоже развлечение, типа как сходить в кино - столько разных разноцветных людей! Вот и все, что они из себя представляют. Помните, что это всего лишь развлечение, а никакое не духовное образование. Из всех людей, кто туда ходит, только несколько достойных, кто знает многое о йоге, но они не популярны. И это печально. По-настоящему популярны только те, кто делает стойку на руках! (Смех) Ну, или гнутся там по-всякому. Но они не имеют представления о том, что представляет из себя йога. Итак, нужно различать, где у нас просто развлечение, а где настоящий йогический опыт.
Вся концепция аштанга йоги в том, что человек постоянно учится, познает себя. Настоящий духовный опыт - это та трансформация, что происходит внутри нас. Когда мы занимаемся йогой, наше восприятие жизни и значение жизни меняются. Мы перестаем расценивать жизнь, как набор привычных действий, таких как работа, еда, телевизор, сон и начинаем понимать, что нечто находится за пределами всего этого. Это и есть духовность - осознать, кто мы. В Бхагавад-Гите Кришна говорит: “Я даю тебе 100 лет. За эти 100 лет хотя бы один раз ты должен осознать меня”. А мы постоянно гоняемся за бесполезными вещами, и в йоге тоже: “О, я посетил там семинар, тут семинар… После Майсора еще еду в Тайланд (Бали, Гоа), ага!” Куда вы бежите? Чего вы ищете? Новые асаны? Вы думаете, новые асаны сделают из вас йогина? Вы должны бегать в поисках ответа на вопрос, кто вы есть. Вы должны понять, зачем вы здесь. Вот эти вопросы действительно важны. Многие занимаются йогой, чтобы быть “в форме”. Но держать в форме ум еще важнее, чем тело! Духовность именно в этом, а не в том, чтобы ходить в храм, мазать лоб кумкумом, носить оранжевые одежды. Выглядит здорово, неплохой костюмчик, но духовность должна исходить изнутри, а не снаружи.
Полный текст
http://www.ashtanga.su/texts/sharath_conferences_2014.html