Чем занять ребенка 2-3 лет дома.

Jan 17, 2010 21:48

Я примерно в Ленкины полтора писала пост про игры с года до полутора. Захотелось и сейчас обощить. Все это у моей дочери шло в диапазоне 2-3 года.

Что очень важно. Опираться только на интерес ребенка сию минуту, если интерес утерян отстать, значит, либо не дорос, либо скучно. В таком возрасте только удовольствие может помогать что-то постигать. Не позиционировать как занятие. Не ругать никогда, отмечать все, что получилось. Проявлять интерес и многое делать ВМЕСТЕ. Часто та или иная деятельность может начинаться с минуты в день. Не хочет ребенок больше - не надо. Смотрите выше.

Вообще чудесный возраст, время можно очень здорово проводить с ребенком. Постепенно развивается сюжетно-ролевая игра, много интереса к лепке, рисованию, то есть деланию руками, к пению и движению. И в форме подходящей возрасту можно начинать. Рисование важно для письма. Потому что рисунок- это в каком то смысле символическое изображение. И роль взрослого в организации времени ребенка и его деятельности все так же высока.

1. Чтение. Я читаю довольно много дочери. Сначала в почете были книги Барто, Чуковский, Михалков, Маршак, Хармс. Яркие, красочные, с большими картинками. Читали ей много раз, куски сама запоминала наизусть. Потом были Сутеев, Братья Гримм, Русские народные сказки, Сама и Маша, Финдус, тематические сказки и стихи про зиму, разные сборники, например, такой:
. И хотя там написано 3-4 года, у Ленки это пошло именно в диапазоне 2-3. Но не все, там есть и короткие стишки, и рассказы, начинали с этого, постепенно перечитав всю. Сейчас пошел Пушкин, но только в книге с большими картинками и с постоянным обсуждением о чем там речь, язык-то совсем не понятный современному ребенку в нем. Финдуса и Сашу и Машу читаем. Бианки идет потихоньку, Цыферов, Пляцковский. В 3 года прочитали "Буратино" всего просто проглотили за 3 дня. Это не все, еще разные короткие рассказы классиков периодами идут. Ну и еще есть много чего, это основное.

Как читать? Если с ритмичными стишками, сопровожденными яркими картинками, все просто, просто читать и все, иногда даже наизусть рассказывать, сопровождая какую-то дейтелность, то более длинные и серьезные произведения требуют обсуждения. Иногда перед тем, как прочитать, я могу рассказать вообще о чем это, предложить игру на тему, часто если вдруг она увидела какой-то мультик сразу же иду и это читаю, пока все свежо, паралельно играя в этот сюжет. Например, сказка о Мертвой царевне пошла только после Белоснежки, которую ребенок захотел послушать только после мультика. И перед прочтением сказки о Мертвой царевне мы обсудили, что это похоже на Белоснежку и постоянно сравнивали сюжеты.

Еще важный коментарий. Яркую красочную книжку с короткими произведениями ребенок слушает не в последнюю очередь благодаря картинкам. А вот на большое произведение удержать внимание очень сложно. Поэтому, часто, пока я читаю, ребенок собирает пазл, рисует и т.д. Они при этом слушает. Но при этом занята еще чем-то.

2. Рисование. У меня с этим плохо, я рисовать не умею. Поэтому у нас дома просто много раскарсок. Знакомство с ними началось, наверное, сейчас не вспомню, года в полтора ребенкиных, и сначала ей разрешено было творить с листом бумаги все, что ей угодно. Потом постепенно она начала сама попадать в контуры кисточкой и краской. Пока она цвета не различала, она брала любые. Я садилась с ней, брала кисточку и сама расскрашивала, она присоединялась. Я называла цвета и говорила почему я тот или иной беру. Постепенно и она цвета различать начала. Но сначала елки были синие, солнце черное и т.д. Главное, не попровлять, не одергивать, отключить категорию "неправильно" - ребенок творит. Сейчас расскрашивает самые разные большие книги расскрасок. Усложнять картинки надо постепенно, количество цветов, уменьшение размера деталей тоже постепенно. Ну и всяких человечков, солнышки и что-то простое я могу изобразить, могу ребенку показать, она вслед за мной это тоже пробует. Но тут предел моих возможностей заканчивается, я свое дело сделала, заинтересовала, дальше ей помогает рисование на развивалках.

3. Лепка. У меня тоже с этим беда, но тем не менее, осваивали и это мы. Никогда никакие колбаски ради колбасок и не учили лепить, сразу делали фигурки. Чебурашка ли, дядя ли, крокодил ли. Сразу целиком. Катали вместе, тоже только под интерес, любимых персонажей, в них играли, лепили папе папу, когда он был в командировке и т.д. Дальше тоже подхватили развивалки в плане научить как, но дома все равно лепка осталась.

4. Наклейки. Это страсть моего ребенка лет с полутора. Периодами осваивает что-то новое. Но почти год она клеила вот это.
. С паузами, с перерывами, потом по очень много сразу. Параллельно знакомилась с названиями разных животных. До сих пор очень любит сочетание наклеек и рассрасок.

5. Игры. Сюжетно-ролевая игра - наше все. Играем в дочки-матери, врача, в сказки прочтианные до бесконечности. С утра до ночи. И с детьми она другими играет и со всеми взрослыми. Это наше все. Хлебом не корми, спать не клади - только поигать дай. Тут мне сложно разворачивать как, потому что у меня это сформировано работой с дошколятами, книжки и пособия не смотрела никакие, игру с сюжетом придумываю на лету. Если есть вопросы лучше отвечу на них. Играем и с куклами и без, со зверушками, с использованием игрушек (плиты, посуды, например) и без. Что могу сказать, для развития очень важно и не только нужной игрушкой пользоваться, но и на ходу придумать ей предмет заменитель. По этому пока не было плиты, кровати и т.д. - помехой для соответствующих игр это не являлось. У ребенка такого возраста это уже ведущий тип деятельности и очень важно играть с ребенком в такие игры. Через них он познает мир, учится смотреть на мир глазами другого, начинает разбираться в отношениях, проигрывает свои переживания. И еще не маловажная вещь - ребенок через игру в родителей и детей отчасти и родительству учится. Поэтому важно играть вмете: вы видите себя со стороны и можете через игру влиять на формирование адекватного представления о родительстве.

6. Музыка. Детские песенки на компе, пианино-караоке
, пение в сопровождение действий, прогулок и т.д. И тоже мои умения ограничены в этой сфере, поэтому с осени музыка на разивалках. Но она там вся игровая. И уже оттуда перехватываю эстафету. Их знакомили с Щелкунчиком, у них была игра на этот сюжет, паралельно слушали кусочки от туда фоном, и я скачала музыкальный наш советский мультик года 70-го, и мы с ней посмотрели, пообсуждали музыку, где она страшная, где добрая и т.д.

7. Двигательная активность. Это и прогулки на площадке и спорткомплека дома, и река и море летом и бассейн зимой. Вместе с родителями. Не могу подобрать танцевального в игровой форме рядом, поэтому пока сами. Хотя хорошо бы найти.

8. Чтение ( в другом уже смысле) и письмо. Написала эти два умения одним пунктом, потому что имеет смысл обучение этим вещам совмещать. Тогда не теряется смысл. Это не стоит во главе угла, однако при большом количестве чтения взрослыми ей интерес у нее проснулся к этому прошлой весной (2,5 примерно). Не форсируя специально интерес поддерживаю. Сразу пошла от смысла, а не от его составных элементов. И первое что сделала, написала над ее кроватью ЛЕНА, над нашей МАМА и ПАПА. Параллельно на стене появилась азбука слоговая. Такая.
и на ней Ленка очень быстро научилась писать имена всех близких ей людей. После этого начала это делать на моем ноут-буке побуквенно. То есть заход с трех сторон: образ целого слова и смысл, дробление его на слоги, и сама она уже побила на буквы. Дальше дала ей бумажки с живущими под нашей крышей, и она сама расклеила их на свои и наши шкафы, места кошек выделила бумажками АСЯ и МУСЯ. Постепенно за этот год в квартире прибавились ШКАФ, КРОВАТЬ, ОКНО, КУХНЯ, КОМНАТА, ВАННА, ТУАЛЕТ, ДВЕРЬ, ЯЩИК, ПЛИТА, ХОЛОДИЛЬНИК и т.д. Я купила кубики Зайцева. По его методике мы ими не пользуемся. Иногда составляем слова. Ребенок пишет в мою аську, что-то свое, имена в основном, но пишет. Иногда при моей помощи пишет ПАПА ПРИВЕТ Я ЛЕНА Я ДОМА. Знакомые слова пишет сама, незнакомые я ей диктую, пропевая. То есть не букву, а слог ей пою. Читать пока ей сложно, по буквам она прочитывает все слово, складывает в слово только простые и не всегда. Больше интересно пока писать, а не читать.

9. Счет. Начинали с очень простого: подсчета пальцев, пуговиц, я четко поймала момент, когда ребнок выделил один, два, много.
Очень хорошая книжка в тему. В 2 с хвостиком очень Ленке подошла. Потом постепенно увеличивали количество подсчитанных предметов. Считает в пределах сейчас развлекаемся сравненеим. У кого больше мелков, карандашей, чего больше вилок или ложек. В пределах небольших чисел 5-ти примерно, чтобы было понятно, сравнивая кучки. И вот теперь, когда само понятие количества сформировано, когда она может сравнивать, начинаю ее знакомить с цифрами. До этого даже и не старалсь. Смысла не было.

10. Дела домашние. Не надо выгонять ребенка с кухни и включать ему мультики, лучше взять его с собой. Мне ребенок помогает готовить все, моет посуду, моет полы у себя в комнате, уборка в ее комнате всегда вместе с ней. Это не как обязанность, пока это рано, пока это ради удовольствия, это интересно, навыки эти осваиваются. Я поддерживаю этот интерес и постепенно учу за собой все делать саму. Например, с горшком все делает сама. И если вдруг не хочет, я делаю не за нее, а вместе с ней. Я считаю это очень важной частью совместных дел с ребенком.

11. Поделки из бумаги, вырезания, работа с клеем. Например, перед новым годом мы понавырезали фигурок дедов-морозов, елок и снеговиков, вырезали снежинки. Ребенок ножницами режет сам. Вырезать картинку помогаю. Крупные почти сама вырезает. Мелкие вместе. Подарила ребенку на новый год картонную куклу, которую можно одевать в разные наряды.

12. Лото детские. В год с копейками подарили Ленке такое.
. Сначала просто со зверушками знакомилась. Потом и по назначению использовать начала. И в период с 1,5 до 2,5 одно из любимых занятий было. И тоже до бесконечности.

13.Пазлы. Начали в 2 года с 9 деталей. Сейчас 104 собираем всей семьей, у ребнка получается лучше всех.

14.Конструкторы. Лего Дупло наше все. Игра для всей семьи.

15.Мультики. Решила про них все же написать. Ибо и они имеют место быть. Начиналось ровно в 2 года с Бременских с целью хоть как-то сделать ребенку ингаляции. Они в жизни моего ребенка есть, но ограничено и выборочно. У нас нет какой-то системы или ограничений, но в среднем это минут по 30 в день. Что Ленка смотела и смотрит: Бременские Музыканты, По следам Бременских, Умка, Приключения Кота Леопольда, Ну, погоди, Как львенок и черепаха песню пели, Трям здравствуйте, Чучело-мяучело, Маша и медведь, Девочка и медведь, Щелкунчик, Сказка о царе Салтане, Дюймовочка. Можно дальше продолжать, но в целом я думаю вы поняли какого плана список. В "Спокойной ночи,малыши!" смотрит Лунтика. Еще Смешарики. Из диснеевских посмотрела "Белоснежку" неделю назад. У нее у самой пока есть тормоз. Даже в машине не смотрит более получаса. Надоедает. Мы обсуждаем их, играем в сюжеты из мультика, читаем сказки по понравившимся сюжетам. То есть используем их вполне себе мирно, как я считаю.

Ничего не забыла? Что еще вы делаете-делали в этом диапазоне от 2 до 3-х?

развитие, мамское, 3 года, детская психология, 2 года, игра, книги, Леночка

Previous post Next post
Up