Oct 24, 2011 12:29
24 октября - "черный" день космонавтики. В этот день в 1960 году на Байконуре (тогда еще Тюратам) при испытании новой МБР Р-16, произошла трагедия, унесшая по разным данным от 78 до 126 человек. В числе погибших и главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М. И. Неделин, заместитель начальника полигона инженер-полковник А. И. Носов, начальники 1-го и 2-го управлений полигона инженер-полковники Е. И. Осташев и Р. М. Григорьянц, заместители Главного конструктора ОКБ-586
(ракета) Л. А. Берлин и В. А. Концевой, заместитель главного конструктора ОКБ-456 (двигатели) Г. Ф. Фирсов, главный конструктор
ОКБ-692 (система управления) Б. М. Коноплёв.
Ненадолго отлучившийся перед стартом главный конструктор ОКБ-586 М. К. Янгель чудом остался жив. Он решил покурить и, чтобы не подавать дурного примера подчинённым, отошёл в курилку[8]. Вместе с ним в курилку отошли Иосифьян (член Госкомиссии, главный конструктор и директор ВНИИЭМ) и не куривший Богомолов (член Госкомиссии, главный конструктор ОКБ МЭИ). По
версии Б. Е. Чертока, они хотели уговорить Янгеля прекратить работы на заправленной ракете. Это спасло им жизнь.
Основной причиной катастрофы было признано грубое нарушение мер безопасности. Предварительный прорыв разделительных мембран топливных баков второй ступени ракеты во время отменённого старта накануне, 23 октября. Топливо из баков ракеты, в нарушение инструкции, слито не было. В целях ускорения предстартовой подготовки было осуществлено преждевременное подключение бортовой ампульной батареи. По инструкции бортовые ампульные батареи должны быть подключены после проведения всех проверок, непосредственно в процессе пуска. Было принято решение использовать внешнюю ампульную батарею и установить её на борт за час до пуска. В результате этого электрические цепи ракеты оказались под напряжением. За полчаса до пуска была начата операция выставления в «нуль» программных механизмов систем управления, в частности, программного токораспределителя. При отсутствии бортового питания эта операция ничем не грозила. Но в данном случае при начале движения вала ПТР произошло замыкание контактов запуска пиростартёра двигательной установки второй ступени. После этого произошёл запуск двигателя второй ступени.
Через три года также 24 октября в одной из боевых шахт ракеты Р-9А произошёл пожар, стоивший жизни восьми военным испытателям.
С тех пор 24 октября считается «черным» днем в космонавтике. В этот день принято вспоминать не только жертв неделинской катастрофы, но и всех, кто погиб при освоении космоса.