Министерство нар. просвещения издало 19 декабря прошлого года распоряжение, на основании которого от учителей неэстонцев требуется практическое знание эстонского языка. Молодые учителя, окончившие курс среднеучебного заведения во время самостоятельности Эстонии, понятно, за последнее время свободно владеют эстонским языком. Другое дело -- старослужащие учителя, работающие среди русского населения. Для них усвоение языка возможно было только на курсах, которые ежегодно устраивались в Занаровье и Петсери. В результате они язык теоретически более или менее усвоили, читают газеты, книгу, но практически язык у них не развязан. Оно и понятно. Живут, работают они среди русского населения, не слышат эстонской речи, не имеют возможности пустить в оборот свои познания по эстонскому языку.
Для практического усвоения языка учителям следовало бы в каникулярное время уезжать на месяц или два в эстонскую местность, где русского языка вовсе не знают; там волей-неволей пришлось бы пустить в оборот свои теоретические познания и, следовательно, развязать свой язык. Нет сомнения, найдется ряд эстонских семей, не знающих русского языка, которые охотно взяли бы к себе пансионером своего собрата.
Конечно, и на этом успокаиваться нельзя. За отсутствием практики и хорошо усвоенный язык забывается. Русским учителям следовало бы и потом недели две проводить в чисто эстонской обстановке.
Само собой разумеется, совершенно естественным представляется требование знания государственного языка от людей, состоящих на государственной службе и, тем более, обучающих этому языку детей.
Министерство предоставляет школьным советникам право продлить срок, к которому учителя должны усвоить практически язык, после чего назначается экзамен. Советники и назначают обычно годовой срок. Оно понятно: учителю, который в зимнее время с утра до вечера занят школьной работой, возможно вплотную учиться только летом, во время каникул.
Исключение составляют занаровские учителя, которым советник назначил очень маленький срок - 1 июня 1937 г, К тому же этим учителям поставили в вину… русский акцент. Неужели уважаемому и образованному советнику неизвестно, что от родного акцента невозможно избавиться даже в том случае, если чужой язык изучаешь с раннего детства и знаешь его прекрасно?
К. Д.
"Вести Дня" 04.03.1937
Цифровой архив эстонской периодики
dea.nlib.ee