Радиообращение Юри Улуотса (Jüri Uluots) в субботу, 19 августа 1944 г.

Feb 04, 2007 18:18

Перевод текста, опубликованного в Sakala 21.08.1944

Многоуважаемые сограждане!

Великая опасность нависла над всем эстонским народом; вероятно, самая серьезная, чем когда-либо раньше. Не только с востока, но и с юго-востока враг рвется на нашу землю.

Каждый из нас сам чувствует величину и глубину наших тревог; никто, кроме нас не переживает их так, как мы. Кажый задумывался и думает о текущем положении.

В этих условиях публичное выступление могло показаться излишним. Я тоже так считал. Но по просьбе многих сограждан я все же выступил на прошлой неделе, 10 августа, в Тартуском университете с разъяснениями о текущей ситуации. По настойчивой просьбе тех же и других сограждан я повторяю свое выступление перед всеми вами.

Давайте не будем ожидать получить ответы на все вопросы, в том числе, и на на те, которые остро стоят на повестке дня. Думаю, что на эти отдельные вопросы удастся ответить в дальнейшем, в подходящее для этого время.

Сейчас же нам, эстонцам, важно иметь общее и четкое представление о ситуации. Иметь общий разум, общую душу и общее сердце, чтобы как народ пережить это тяжелое время.

Нам нужно быть едиными в мнениях по трем вопросам: о нынешней войне вообще и роли Эстонии в ней в частности; о нашей борьбе против востока; о восточных атаках на нас. Постараемся коротко ответить на каждый из них.



Не дайте себя морально покорить

Нынешняя война является великой не только в материальном и пространственном смыслах, не только по части уничтожения людских жизней и имущества, но и из-за противоречий мировоззрений и интересов. Противоречия глубоки не только между воюющими сторонами, но и между самими союзниками. Посмотрим в этой связи, например, на отношения между Британской Империей и Советским Союзом и их отношения с Германией. Или на отношения  между Германией и Японией и их отношения с Советским Союзом. Но не будем переоценивать значение противоречий. Нынешняя война является одновременно и сложной, и деликатной. В каких-то вопросах между сторонами есть противоречия, но из-за других интересов они всё же воюют вместе. И наоборот. Если кто-то этого не понимает, он слишком легкомысленнен, чтобы понять требования нынешней войны.

Непосредственно боевым действиям сопутствует или является их частью ожесточенная военная пропаганда. Ломаются не только жизни и имущество людей, не только завоевываются земли, но прежде всего идет борьба за то, чтобы разрушить убеждения и чувства людей, сломить их дух.

Если покорен дух противника, то сломлено и всякое сопротивление. Кто этого не понимает и позволяет себя морально покорить, он уже проиграл эту войну. Он упадет в руки врагам подобно тому, как с ветки падает изъеденное червяками яблоко.

Война вступила в решающую стадию

Мы все жаждем узнать, каким будет конец войны. Хотя, если бы результаты войн были предугадываемыми, то вряд ли войны вообще происходили. Или случались бы крайне редко. В войнах все-таки всегда было и остается много нерационального и рискованного, т.е., непредсказуемого человеческим разумом. Конец войны сейчас может быть довольно близок, а может быть еще далек. Мы можем только уверенно сказать, что война сейчас вступила в решающую стадию. Если бы мы хотели предугадать, каким будет окончание войны, мы все равно не сможем предусмотреть, каким оно будет в подробностях. А ведь именно эти подробности могут иметь для некоторых народов решающее значение. Особенно для некоторых малых народов.

Мы, эстонцы, переживаем эту войну с самого её начала и находимся в самых сложных отношениях. Вспомним наше положение, начиная с осени 1939 по нынешний день. Как никакой другой народ, мы, эстонцы, испытали на себе, насколько нынешняя война богата глубокими противоречиями и самыми сложными и деликатными взаимоотношениями. В этой связи и нынешняя ситуация требует от нас больше расчетливости и способности обдумать все с разных сторон. Все это время крайне сильна была военная пропаганда, которую вели в отношении нас и которую продолжают вести до сих пор. Только одно правило может направить и удержать нас на правильном пути. Это правило таково: во всем и всегда исходить из жизненных интересов эстонского народа, трезво оценивать положение, в котором мы находимся и избегать всяческих необдуманных поступков. Сейчас, в решающий период войны, нам особенно нужен патриотический дух, трезвый расчет и верные поступки. У нас должны быть общий настрой, общий разум и общее сердце. Иначе мы слабы. Единство во взглядах и позициях делают нас сильными.

Мы не можем переоценивать свои силы и значение. Нас мало, у нас нет морского флота, своей тяжелой артиллерии, своей авиации, нет в необходимом количестве и современной пехоты. Пусть в этом отношении ни у кого из нас не будет иного мнения.

В нынешней войне против востока главная тяжесть легла с самого начала на Германию и ее  вооруженные силы. У них было и есть то, чего нет у нас, и в чем мы нуждаемся в помощи. Мы сами испытали на себе осенью 1939 и летом 1940, что это значит, когда у нас нет поддержки. Нам ясно и это должно быть ясно, какое значение имеет данный историей шанс сражаться здесь вместе в Германией и другими народами той же судьбы против угрозы, надвигающейся с востока. Поэтому мы нуждаемся в помощи и мы сможем оценить эту помощь, которая нам поступит. На всем протяжении войны против востока наш народ поддерживал фронт настолько, насколько это было возможно. Теперь, в судьбоносный для нашей земли и народа час, наш народ вправе надеяться и получить помощь.

Значимость эстонского народа увеличилась

Но мы не должны недооценивать наше значение. Тот, кто сам не встанет на ноги, никогда не сможет самостоятельно ходить.

Тот, кто надеется только на чужую помощь, останется до конца жизни попрошайкой. Однако, никто не может сказать или подумать о том, что эстонский народ не способен самостоятельно ходить и держать свою спину прямо. И в попрошайках эстонский народ никогда не был. То немногое или многое, что у нас было и что есть, мы получили своими трудом, мучениями и борьбой. Если бы мы не сражались в своей Освободительной войне, разве мы смогли бы ее выиграть? Если бы наши эстонские парни не сражались до сих пор на нарвском фронте, было бы наше положение таким же, какое оно есть сейчас? На кону сейчас в первую очередь наши интересы и мы должны быть на их страже и мы должны быть готовыми к борьбе. И поскольку мы малочисленны, то важен и каждый отдельный человек.

В решающей фазе войны, в которой мы сейчас находимся, наше значимость увеличилась и наверняка вырастет еще больше. Когда счет идет на тысячи марок, то поначалу отдельный пфеннинг не имеет значения. Но когда подсчет подходит к концу, то и пфеннинг важен. Без одного пфеннинга не получится тысячи марок. Если на чашу весов кладутся огромные тяжести, сотни и тысячи тонн, то сперва у одного или двух килограмм нет никакого значения. Но когда погрузка закончена и нужно добиться равновесия, то эти один или два килограмма имеют решающее значение.

Будем в то же время помнить, что то положение, в котором Эстония окажется при наступлении мира или перемирия, будет иметь важное и решающее значение для настоящего и будущего эстонского народа.

Прежде всего от нас самих, от эстонцев, зависит очень многое, --  как и какими мы выйдем из этой войны. Наступило решающее время и мы сами должны решить за себя.

Сейчас мы защищаем себя от атак с востока также, как это делают в то же время наш братский народ финны на севере и наши ближайшие соседи и исторические товарищи по судьбе -- латыши -- на юге.

Нет сомнения, что у многих из нас взгляды и позиции были бы вообще иными, если бы не существовало угрозы с востока. Чтобы добиться единства во мнениях, важно напомнить, что кроется за этими атаками.

За этими атаками не скрывается ничего нового, по сравнению с тем, что мы пережили в 1940-41 годах. Припомним хорошенько все то, что происходило в то время, особенно в его последние дни. Вновь и вновь стоит припомнить это время и в деталях, и целиком, чтобы картина прояснилась.

Следует учесть одно обстоятельство. В то время, особенно в конце этого времени, приходилось прятаться, с напряжением наблюдать за ситуацией и с нетерпением ждать спасения. Мы думали и надеялись, что спасение не может не прийти. И в самом деле, тогда мы не ошиблись в этих расчетах и надеждах.

Сейчас же положение иное. Если сейчас нашу землю захватят с востока, то эстонский народ частично будет уничтожен, а частично его разметает по миру, так, что в своем жизненном пространстве его не останется как народа, в достойном упоминания виде. Если даже предположить, что придет спасение, тех,  кого можно будет спасти, не останется.

И пусть никто не строит себе или другим иллюзий относительно того, что будет происходить в Эстонии после ее захвата с востока. Настойчиво рекомендуется освободиться от иллюзий и фикций.

Не отдельные личности, не отдельная клика или общественные слои, а в первую очередь именно весь эстонский народ находится сейчас перед смертельной угрозой из-за атак с востока.

Сейчас есть только одна возможность и одно условие у эстонского народа для сохранения своего будущего. Эта возможность и это условие состоят в том, чтобы уберечь и предотвратить порабощение эстонского народа с востока до того времени, пока не наступит мир, или, по крайней мере, перемирие на территории Эстонии. При этом под порабощением с востока следует понимать завоевание Советским Союзом.

Сейчас нет никакой второй, третьей и я и не знаю, какой другой, возможности спасти эстонский народ и всё, что ему дорого, кроме одной единственной возможности: сделать всё, чтобы большевики не захватили нашу землю. И пусть среди нас не будет каких-либо разногласий по этому поводу.

Чтобы сохранить нашу землю, наш народ и все то, что ему дорого, мы должны бороться.

Но есть и другая причина для борьбы против востока. Своей борьбой, своей кровью, всем своим существованием эстонский народ докажет всему миру, что мы, эстонцы, не являемся частью Советского Союза и что мы ни при каких условиях не желаем быть в составе Советского Союза.

У каждого есть право на самозащиту

В борьбе против востока мы, эстонцы, сейчас в положении самозащиты. Не мы нападаем, а на нас нападают.

Даже у самого маленького существа в этом мире есть древнее и естественное право на самозащиту. Это древнее и естественное право на самозащиту сейчас осуществляет эстонский народ. Это древнее и естественное право на самозащиту включает в себя всё, что необходимо для самозащиты. И нам, эстонцам, самим решать, каким образом и с кем вместе наша самозащита будет эфективной.

У каждой самозащиты есть цель, ради которой она осуществляется. Мы заявляем публично и открыто всему миру, что мы, эстонцы, защищаем существование своего народа, свое исконное жизненное пространство и свою свободу. Наша Освободительная война сейчас продолжается, в других и более сложных исторических условиях, чем предыдущая.

Не толпа рабов

Не толпа рабов, не наемники, а меленький разумный северный народ сражается сейчас за свое право на жизнь, за свое жизненное пространство, за свою свободу. Это тяжкая клевета и оскорбление, если кто-то думает или высказывается иначе.

На верном пути защиты существования всего эстонского народа сейчас те эстонцы, которые с оружием в руках сражаются сейчас и будут сражаться дальше. От них зависит и настоящее, и будущее эстонского народа. Счастья им и успеха в их усилиях!

А на неверном пути -- все те немногие, кто не последовал призыву в службу обороны или неоправданно уклонился от него. Если они хотят быть эстонцами и оставаться эстонцами, то сейчас самое время вернуться на верный путь, в ряды бойцов. Это единственное верное решение для них самих и для эстонского народа.

И в фронтовом тылу осознают и это нужно осознавать, какое значение сейчас имеют время и борьба. Пусть каждый делает все, что, как ему кажется, можно сделать во имя общего дела. Не будем ждать всякий раз предложений и проектов. Пусть каждый сам будет предприимчив и инициативен. Ясный рассудок и добрая воля творят чудеса.

Честь и поклон тем, кто положил свою жизнь или здоровье в борьбе за свободу Эстонии, а также честь и поклон их близким. Пролитая кровь -- это цена спасения нашего народа и всего того, что дорого нашему народу. Это знает и должен знать наш народ и соответственно он обязан поступать.

Серьезно, но небезнадежно

Жизнь наших бойцов и нашего народа сейчас нелегка. На плечи нынешнего поколения легла задача стать решающим, определяющим дальнейшую судьбу всего нашего народа.

По человеческим понятиям участь, которая выпала на нынешнее поколение, конечно, очень серьезная, но все же ее нельзя назвать безнадежной и бесперспективной.

В минувшее годы минувшим поколениям также выпадала тяжелая ноша и казалось, усилия безнадежны; но, все же, тяжелые и темные времена были преодолены, за темными ночами наступали светлые дни. Поэтому и в нынешнее тяжелое время самозащиты мы желаем и надеемся, что эта самозащита нам удастся.

Нападения на Эстонию с востока необоснованны и неоправданны.

Присоединение Эстонии к Советскому Союзу нельзя признать законным актом. У эстонского народа нет к этому акту никакого отношения. Такие и многие другие акты может противоправно воплотить в жизнь любая страна, которая оккупировала с помощью военной силы чужую землю. Но из такого акта, когда оккупация на самом деле закончилась, не следует оправдания для дальнейших атак на ту же землю.

Обстоятельство, что немцы сейчас на территории Эстонии воюют против Советов, не является причиной атак. Очевидно, что война против Германии в военном смысле решится не на маленькой эстонской территории, а где-то в ином месте.

Эстонская территория или военные базы на этой территории не были и не являются необходимыми для защиты Ленинграда или других советских городов и земель. Это доказала еще предыдущая мировая война и стало особенно очевидным в ходе нынешней войны.

Эстонские порты не нужны Советам экономически. Еще в царское время значение эстонских портов во внешней торговле постоянно сокращалось и во время независимости оно стало минимальным, хотя эстонская сторона всячески пыталась способствовать оживлению российского транспорта.

Обстоятельство, что Эстония в свое время находилась в вассальном положении к русскому царю, не оправдывает советские атаки на Эстонию, поскольку по мирному договору 2 февраля 1920 г. Советский Союз отказался на вечные времена от каких бы то ни было претензий к Эстонии  и одновременно от всех прав, которые когда-то были у царя.

У Эстонии с ее северным и приморским положением нет ничего общего с советским континентальным пространством, где для заселения своим-то населением свободны гигантские территории. Эстония по породе своего населения, языку, стилю жизни, привычкам, общественно-политическим взглядам, по правовой, социальной и экономической структуре, а также по своему духовному творчеству не имеет почти ничего общего с соответствующими явлениями в Советском Союзе. В этих сферах жизни Эстония и Советский Союз совершенно чужды друг другу.

Из всего этого видно, что Советского Союза отстуствуют любые правовые и фактические основания для нападения на Эстонию. Если бы он хотел быть в отношении Эстонии хотя бы сколько-нибудь доброжелательным, то у него есть такая возможность в любое время: прекратить атаки на маленькую страну и народ. Советскому Союзу нечего бояться со стороны Эстонии. Эстонская территория только сопротивляется только потому что подвергается ожесточенным атакам.

Только исторически можно понять советские атаки против Эстонии. Начиная с 1030 года, то есть, с того времени, когда славяне стали заселять окрестности Пскова, на эстонской земле велось 39 войн против востока. Сейчас идет сороковая война. Около 90 процентов этих войн были развязаны с востока. Вновь и вновь Эстонии приходилось становиться жертвой восточных нападений. Также, как эстонскому земледельцу приходилось какждый год вновь и вновь бороться с сорняками на своем поле,  так и эстонскому народу приходилось бороться с нападениями с востока.

Всегда этим нападениям на востоке находили объяснения. Иногда это были торговые интересы и желание выйти к морю, иногда "собирание земель русских", иногда учение о панславянском, а теперь -- о коммунистическом "спасении мира".

Так что нынешние атаки с востока это только очередной выпад русского империализма против Эстонии.

Но всегда в прошлом, когда Эстония подвергалась чрезвычайной угрозе из-за нападений с востока, другие народы всегда приходили поддержать борьбу Эстонии.

В такой борьбе нас поддерживали датчане, шведы, немцы, финны, поляки и литовцы. В самое недавнее время, в годы Освободительной войны 1918-1920 нам оказали существенную помощь также англичане, финны и другие народы, а теперь, с 1941 по сей день -- немцы и другие народы.

Каждому -- свое

И так на протяжении около тысячи лет происходило как будто какое-то чудо. Несмотря на беспрерывные нападения с востока, маленькая Эстония до сих пор выстояла. Когда опасность становилась очевидно велика, то по законам исторической логики и как бы по воле Всевышнего эту маленькую частичку Европы приходили защищать другие народы Европы, также, как это всегда делали и мы; и эта часть Европы выстояла. Хочется надеяться, что и в этот раз так произойдет.

Огромные материальные ставки в нынешней войне легко могут приводести к убеждению, что насилие -- это всё, а право ничего не стоит.

Но еще во время войны и, тем более, после окончания войны нужно устроить жизнь и взаимоотношения народов. Устроить --  значит поступить по праву.

По части принципов права могут быть разные мнения. Но есть один принцип права, без которого нет самого права. Этот принцип звучит так: каждому свое.
Эстонии не нужно чужого, она хочет только то, что принадлежит ей. И это свое она сейчас защищает всем, чем может. Она хочет справедливости.

В той буре человеческой ненависти и насилия, которая бушует сейчас во всем мире, все чаще слышится имя того, кто есть Царь Царей. Распространяется понимание, что в войне, помимо человеческой воли, есть и еще что-то, что верховнее, выше и могущественнее. Это наивысшее есть сам Царь Царей и мы верим, что Он честен и справедлив.

И мы доверяем Царю Царей свою маленькую землю и судьбу ее народа. Наставь, Господи, нас на путь истинный и сохрани нас!

dea.nlib.ee 
Sakala nr. 128 , стр.2  21.08.1944

uluots, 1944

Previous post Next post
Up