Sep 28, 2013 13:37
"Бог сотворил мир как Книгу, и Его откровение снизошло в мире в виде Книги, но человек должен различать в творении Слово Божие, должен вознестись к Богу при помощи Слова; Бог стал Книгой для человека, человек должен стать Словом для Бога" (Ф. Шюон)
Этот взгляд, конечно, сугубо исламский, но он близко иудейскому и протестантскому. Причем суфийский взгляд Шюона отличается от исламистского тем, что мир не обесценивается по сравнению с Кораном, но и сам является сотворенной Аллахом Книгой, которую нужно уметь читать.
Герменевтика Книги, прекрасно описанная Шюоном, присутствует и в христианстве. Такова герменевтика Гамана, такова герменевтика Сковороды. Без неё - христианства нет. Но христианство не ограничивается только ею. "Слово стало Плотью" - в этом отличие христианского традиционализма от исламского и иудейского. Из слов Христа апостолы записали немногое, ибо "и всему миру не вместить бы написанных книг", т.к. Слова Бога-Слова - это текст поистине безконечный, в отличие от ограниченного по объему Писания авраамических религий (христианство - не авраамично).
ислам,
христианство,
традиционализм