Александр Дугин о евразийской Греции, о крахе Ближнего Востока., о глобализме и прочем

May 16, 2013 18:13

http://www.evrazia.org/article/2284

- Существует теория, согласно которой Греция является неотъемлемой частью сил Моря. Сторонники данной теории обычно ссылаются на так называемую догму морской силы Фукидида: «Велик тот, кто владеет морем» («Μέγα το της θαλάσσης κράτος»). Как бы Вы это прокомментировали?

- Занимаясь геополитическими исследованиями на протяжении десятилетий и будучи основателем современной российской школы геополитики, я много времени посвятил изучению геополитической идентичности Греции как древней, так и современной. Прежде всего, необходимо отметить, что в ключевых трудах по геополитике (начиная с Хэлфорда Макиндера) она рассматривается как фундаментально двойственная: талассократия Афин против теллурократии Спарты. То есть оба принципа, Морской и Сухопутный, определили диалектическую природу греческой истории. Именно об этой диалектике писал Фукидид в своей «Истории Пелопонесской войны», где Флот и Море как главное оружие афинской империи противостояли Пехоте и Суше в лице Спарты.

Талассократия, таким образом, оказалась связана с демократией, а теллурократия - с аристократией. Все зависит от угла зрения: если мы (вопреки Платону и Аристотелю) считаем демократию абсолютной формой политического устройства, тогда Греция видится в талассократической перспективе. Если же мы отдаем предпочтение аристократии, духовной традиции и иерархии, в качестве идеала предстает Спарта как воплощение сил Суши.

Более того, неоплатоник Прокл в комментариях к диалогам Платона «Критий» (Κριτίας) и «Тимей» (Τίμαιος) развивает очень важную геополитическую концепцию мифологической войны между Афинами и Атлантидой, символизирующими Сушу и Море соответственно. Согласно Проклу, греки или, точнее, Афины (αρχαία πόλη των Αθηναίων) были носителями трех божественных принципов: Афины (Αθήνα) - богини мудрости и войны, Гефеста (Ἥφαιστος) - «придающего форму», демиурга и Геи (Γαία) - Матери-Земли, представляющей элемент Суши. Вместе они образовывали особый универсум афинян, отличный от универсума Атлантиды (βασιλείο της Ατλαντίδας), укорененного в духе титанов и связанного с элементом Воды.

Между ними располагались Геркулесовы столпы (Ἡρακλέους στήλας), обрамлявшие вход в Гибралтарский пролив и отделявшие мир богов от мира демонов (титанов). Именно об этом первоначально предупреждала надпись на колоннах Nec Plus Ultra («дальше некуда», «до крайних пределов»). Интересно, что в наше время стилизованное изображение Геркулесовых столпов мы видим на американском долларе, при этом «Nec» опущено, что дает прочтение Plus Ultra, то есть «еще дальше».

Атлантида описана Проклом как типичная талассократическая держава, своего рода древнейший Карфаген. Жизнь ее жителей базировалась на материальных ценностях достатка и предприимчивости. Афиняне, напротив, были благородны, почитали иерархию, доблесть, честь. По ту сторону Геркулесовых столпов лежали владения лжи, материальности, расчета, развитой техники и грубой силы - здесь царствовали гордость и высокомерие. Эта область сакральной географии была отдана во власть Гекате (Ἑκάτη), богине преисподней. (Думаю, грекам хорошо знакома Статуя Свободы в Нью-Йорке. Без сомнения, ее головной убор с характерными шипами отсылает нас к образу Гекаты.) Для Прокла Афины не принадлежали ни Западу (которым была Атлантида), ни Востоку (олицетворенному в Персии). Греция мыслилась им как абсолютный центр, ось мира, Axis Mundi. И именно ей было предназначено бороться за торжество божественной Справедливости и любви к Мудрости.

В категориях современной геополитики Греция предстает как особая часть Римланда (Rimland), который Макиндер также называл «внутренним полумесяцем». Вот почему ее геополитическая идентичность фундаментально открыта: она может выбирать между силами Суши (Евразией) и Моря (США, Великобританией, НАТО). Очевидно, что другие геополитические игроки заинтересованы в том, чтобы перетянуть Грецию на свою сторону, и каждый из них использует для этого особые методы. Талассократическое лобби в Греции настаивает на «уникальной» морской идентичности страны, помещая ее в атлантистский лагерь во главе с США и противопоставляя России и / или Германии, а также Турции.

Насколько мне известно, главным проводником подобных идей в греческих правящих кругах выступает Хрисантос Лазаридис, советник премьер-министра Антониса Самараса. Однако такое видение представляется мне довольно субъективным и односторонним. Разумеется, Греция вольна выбирать, быть ли ей талассократической или, вернее сказать, становиться ли ей талассократической, начать вести себя как морская держава. Найдутся и аргументы в пользу такого шага. НАТО, США и глобальные финансовые сети, безусловно, поддерживают подобную ориентацию. Однако это не судьба, не идентичность - это не более чем выбор. Греция могла бы стать талассократической, но с тем же правом она могла бы стать и теллурократической. Все зависит от нее самой и от свободной воли греческого народа.

Нет нужды напоминать о том, что Византийская Империя была теллурократией. Современная Греция в действительности никогда полностью не зависела от Моря, но в значительной степени ориентировалась на континентальные силы. Греческих левых привлекал евразийский Советский Союз. Правые также склонялись к теллурократии, о чем свидетельствует их этноцентризм, опора на греческую традицию, православную церковь, национальные ценности и иерархию. Только приверженность либерализму, глобализму и членству в НАТО являются по-настоящему талассократическими. Даже огромный торговый флот Греции по сути - не вполне греческий, поскольку контролируется внешними игроками, преимущественно США и Великобританией (этим объясняется тот факт, что греческие судовладельцы не в состоянии помочь стране выйти из текущего кризиса). Таким образом, повторю еще раз, геополитическая ориентация Афин - это вопрос выбора, но не судьбы.

евразийство, Греция, НАТО, США, Дугин

Previous post Next post
Up