Флоренский и Троцкий. Что же это было?

Sep 22, 2012 14:30

Раритетные, опубликованные в Париже в 1993 г., воспоминания одного знакомого Флоренского заставляют задуматься о его отношениях с Троцким. Тем более, что именно они стали, видимо, причиной его казни в 1937 г.

Автор воспоминаний был свидетелем лишь трех встреч Флоренского и Троцкого, но на самом деле их было больше. Один раз Троцкий приезжал, чтобы о. Павел нашёл для него книгу об ангелах и демонах народов и стран и о том, как правителям стран с ними общаться. Второй раз к приезду Троцкого Флоренского не выпустили из лаборатории, т.к. он был в рясе. Но Троцкий потребовал вызвать его, выстроил всех остальных в длинный ряд, и они оба прошли сквозь этот строй ученых и обнялись у всех на виду. В третий раз Троцкий с Флоренским демонстративно ездили в автомобиле по Москве, и революционные матросы пугались: "Снова нами попы будут управлять!"

Заметим, что в эти самые годы Флоренский не скрывал свой монархизм: в 1916 г. он призывал Церковь догматически и соборно утвердить самодержавие, в 1917 г. прямо выступил против Февраля, а в 1918 г. в своих лекциях откровенно говорил студентам о сакральности власти русских царей. Тогда же большевики решили вскрывать мощи святых, включая св. Сергия. Флоренский просил Троцкого не допустить этого, но тот сказал, что не может сделать этого вопреки приказу Ленина. Тогда о. Павел сказал: "Ну что ж, преп. Сергий сам за себя постоит. Опять станет мучеником, и им же всем хуже будет".

Как всё это понимать? Были ли это просто встречи в верхах двух представителей самых мощных течений - Традиции и Контртрадиции, вроде встреч Дугина с Бжезинским? Или здесь было что-то иное? Невольно вспоминается, что тот самый Троцкий, который внедрил красную пентаграмму, потом вдруг запретил масонство в СССР - запретил ровно сто лет спустя сторль же загадочно запрета масонства Александром I, который сам годами вначале насаждал это масонство. При этом Александр сделал это под влиянием де Местра - однако иезуитов из России тогда же выгнал. Решение Троцкого 1922 г. не менее загадочно решения Александра 1822 г., и в них есть что-то похожее. Что-то, о чем мы можем судить только по косвенным признакам, по отбрасываемой тени...

В тот же год Николай Клюев (восхищавшийся книгой Флоренского "Столп и утверждение Истины" и в том же году делавший выписки из неё) писал:

Избяных напевов рдяника
Свяжет молот и злак в букет.
Разгадать ли красную тайну
Клякспапировым ведунам?
От Печоры на Буг и Майну
Мчится всадник - ржаной Хирам…

В 1921 г. Троцкий отдал приказ: "Мы отучим правительство польских банкротов играть с нами в прятки. Герои, на Варшаву!" - На Буг и Майну...

Разгадать ли? Для этого ли встречались апологет молота Троцкий и апологет злака Флоренский? И почему дети Хирама (ржаного - рдяного - рудяного?) тогда помчались еще дальше? Вопросы, вопросы...

масоны, Флоренский, Православие, традиционализм

Previous post Next post
Up