Застройка Петровского острова началась с дальнего конца - от залива. Посему отчёт буду писать с хвоста, завидуя горожанам Петровской эпохи. Вот мы сейчас, чтобы отдохнуть от городской суеты, выезжаем чёрти-куда, а им достаточно было доехать до Петровского острова и voilà - прекрасный лес и охотничьи угодья.
Хотя работники завода "Алмаз" поддерживают легенду, что именно в этом месте строились первые корабли, а вовсе не в Адмиралтействе. Как бы то ни было, где-то в веках затерялся домик Петра, сгорел, не достояв до своего 150-летия всего шести лет дворец Екатерины, а в 1789 году на Петровской косе был построен завод по производству минеральных масел из нефтяных «остатков». На территории яхт-клуба до сих пор сохранился дом управляющего. Мрачная, заколоченная досками деревянная конструкция. Правда,
spring_tears заглянула в какую-то щель и поведала нам, что "там внутри весьма красиво", но отрывать доски с целью проникнуть в исторический объект на виду у снующих туда-сюда яхтсменов, мы не рискнули.
Собственно, говоря, в те времена слово "нефть" ассоциировалось с вот этим гражданином, памятник которому на Смоленском кладбище трудно не заметить.
Впрочем, про семейство Нобелей и их заслуги перед Россией можно писать отдельную большую поэму. Дом на Петровской косе до сих пор называют "нобелевским", хотя владельцем завода был гражданин США Эрнест Васильевич Ропс. К сожалению, первые два десятилетия ХХ века можно считать смутным временем в российской нефтедобыче. Конкуренция между крупнейшими российскими нефтедобытчиками, жестокие «внутрицеховые» раздоры, отсутствие единой внятной политики по завоеванию внешних рынков, попытки в одиночку противостоять европейским и американским конкурентам, непродуманная налоговая система, сложная политическая ситуация внутри России, Первая мировая война, революция - это лишь неполный перечень факторов, которые постепенно уничтожали молодую, но мощную отрасль.
Как бы там ни было, но в 1934 году в дом управляющего въехали яхтсмены, на косе начали намывать грунт, оборудовать гавани, укреплять берега деревянными стенками.
Сегодня яхт-клубу то и дело приходится отбиваться от поползновений различных инвесторов, жаждущих заполучить их территорию. Вот такие вот грустные дела.
Дальше будет Петровская площадь, где делает кольцо 7-й троллейбус, единственный транспорт на острове. Камрад 22sobaki недавно
публиковал неповторимо атмосферные таблички. Рядом находится дом ветеранов сцены, который основала красивая актриса Мария Гавриловна Савина. Её называли последней любовчью Тургенева. Вот её портрет, работы К.Е. Маковского.
Она была ведущей актрисой Александринского театра. 17 января 1879 года Мария Савина блестяще сыграла роль Верочки в спектакле "Месяц в деревне", поставленный по пьесе Тургенева. Иван Сергеевич увидел ее однажды в театре, и потом так и не смог забыть. Вот она на фото в этой роли.
Она смогла сыграть ее так, что на глазах изумленных зрителей юная девушка превращалась в душевно зрелую женщину. Потрясенный автор, примчавшись в ее грим-уборную с огромным букетом роз, воскликнул: «Неужели эту Верочку я написал?!» Савина бросилась Тургеневу на шею и поцеловала в щеку.
Тургенев любил её, она отвечала нежной дружбой.
...в 1908 году, через 25 лет после смерти Тургенева, в одном из залов в Академии наук в Петербурге открылся музей писателя. Через некоторое время служители заметили, что каждый день под его портретом какая-то немолодая дама оставляет букет свежих роз. Это была - Мария Савина...
Мария Савина была одним из инициаторов создания Русского театрального общества и воплотила в жизнь заветную мечту бесправных провинциальных актеров - основала Убежище для престарелых артистов. Чтобы собрать средства для возведения убежища, Мария Савина организовывала благотворительные концерты. Учредили ежегодный "День актера", в который артисты всех театров России работали для своего неимущего брата. Наконец, на бывшем пустыре вырос красивый двухэтажный каменный дом. В 1902 г. состоялось торжественное открытие. Это здание существует и сейчас и называется "Савинским" корпусом.
Умерла Мария Савина в ночь на 8 сентября 1915 от паралича сердца. Хоронил её весь Петербург. На фото похоронная процессия от Императорского Александринского театра.
Могила её находится у стены Савинского корпуса, рядом с могилой её гражданского мужа председателя Общества русского пароходства Анатолия Евграфовича Молчанова.
Тихое, спокойное место. Вокруг пышный парк с именными деревьями. К примеру, вот вам дерево Глена Миллера.
Рядом тот самый мост, с которым связана одна из версий убийства Григория Распутина. Согласно ей, в ночь на 17 декабря 1916 года, Феликс Юсупов и Пуришкевич, убив Распутина в Юсуповском дворце на Мойке, сбросили его тело в воду, именно с этого мостового строения.
Такое вот милое местечко.
Мария Гавриловна считала, что престарелые актеры «за право этого отдыха заплатили вперед, отдав все силы и здоровье на служение искусству». Попасть в савинский дом можно, но, кроме сил, здоровья и искусства, нужно отдать еще свою приватизированную жилплощадь или денежные сбережения. Что и произошло с сотней стариков, которые внесли свои квартиры и деньги и получили койку в одном из прекрасных зданий, в глубине пышного парка…
Но не в первом корпусе, у стены которого похоронена сама Савина, - первый корпус руководство ДВС отдало в аренду соседней фирме. Без воды и света, в антисанитарных условиях там живет лимита! Это на втором этаже. А на первом прошедшей зимой нашли заледеневший труп бомжа прямо под живописным панно, заказанным, наверное, еще при жизни примадонны Александринской сцены. Ночью по территории ходить страшно и безо всяких бомжей - фонари не горят, за парком никто давно не ухаживает. Котельная заперта на тяжелый замок - она с весны не работает, и с наступлением холодов старики моют руки уже совсем ледяной водой… Иногда ветеранов возят в баню. Одна старушка там обварилась кипятком, после чего обострился ее сахарный диабет и она умерла. А вторая старушка сломала ногу и до сих пор лежит. Просто потому что мойщица была в отпуске, а кого-то другого послать - об этом никто не позаботился!
Дом приходит в упадок и запустение. Осыпаются потолки и стены некогда прекрасных холлов, текут трубы, постепенно из Дома исчезают картины, дорогая посуда, антикварная мебель.
На этой грустной ноте Шахерезада на сегодня завершает дозволенные речи.
To be continued...
P.S. Текст не мой, но копирайтов не ставлю, потому как надёргано с миру по нитке.