Пори. Рай мизантропа

Apr 09, 2014 14:18

В первом письме наша хост в Пори спросила: «А зачем вы сюда едете? Ведь Пори это маленький, традиционный финский городок, в котором особо нечем заняться». В справедливости эпитета «традиционный финский» мы убедились сразу же по прибытии, а вот остальное приходится считать явным преувеличением. Впрочем, начать следует с того, как мы на собственной шкуре подтвердили справедливость тезиса «кроилово ведёт к попадалову».

До нужного дома было «пять минут на автобусе», вот только автобусы в Пори стоят совершенно безбожных денег (аж 3,3 евро). Поэтому еще в Турку было решено, что по прибытии мы, гуляя, смотрим на вечерний город, постепенно продвигаясь к месту ночлега. Прекрасный план, но не для традиционного финского города. На улице было адски ветрено и холодно, совершенно безлюдно и заброшено. Вечер пятницы, хуле. Закрыто всё. Типа приличные люди в такое время дома сидят.

Кстати, произвольно взятые обитатели Пори свято уверены в том, что живут в маленьком городе, где «всё рядом». Это явно потому, что они никогда не пытались перемещаться пешком под пронизывающим ветром, увешанные багажом, зажав в мёрзнущей руке навигатор, убеждённый, что они автомобили. По последнему пункту это меня Кришна так покарал за пренебрежительное отношение к сенсорным экранам. Гадостный смартфон я взяла с собой лишь потому, что мой коммуникатор не умеет GPS’ить, Петров в последний день торопливо установил туда пару навигационных программ, и я уж не знаю, по какой причине, но работали они странно.

Мы пересекли, казавшийся бесконечным мост над широченной Кокемяэнйоки и упрямо потопали по обочине, ибо тротуар там был конструктивно не предусмотрен. Людей вокруг не было от слова совсем. Мы топали, топали, топали и внезапно упёрлись в вот такой знак.



Это Оля. Она в ужасе. Навигатор показывает, что нам вперёд еще примерно на километр, а потом нужно повернуть направо. Вспоминаем, что в процессе своей via dolorosa мы проходили мимо заправки. Там явно есть люди, а, значит, можно спросить дорогу. Возвращаемся туда и получаем уверения, что нужное место «совсем рядом», а также совет перемещаться по дорожке справа от трассы. До пиццерии, а потом направо. Вокруг снова декорации «безлюдно, темно, страшно», только на этот раз вокруг вместо леса домики. Когда сбоку замаячили какие-то подозрительного вида личности, мы ощутили, что иногда радость способно доставить даже появление сексуального маньяка. При ближайшем рассмотрении оказалось, что перед нами очень пьяный юноша, с трудом держащийся за велосипед, и его несколько более вменяемая спутница. Они любезно проводили нас до нужного дома. Честно скажу, без их помощи мы бы так и скитались по округе, жалобно хныкая, потому что Тиине после обздачи с Ноорой звонить было стрёмно.

Реальность оказалась чудесатой. У Тиины действительно присутствовал нехилый фефект фикции, но на коммуникацию это совершенно не повлияло. Я реально не знаю, что за чудо снизошло на наши мозги. Мы её ПОНИМАЛИ. Более того, мне вдруг пригодился весь лексикон, который я старательно учила перед отъездом. В частности названия аквариумных рыбок. Пригодились и слова политической тематики, хотя тема Украины Тиину слабо интересовала. Зато обогатились сведениями о том, какая фигня происходит в Турции. Тиина не совсем стандартная финка. Она не очень жалует финнов, нежно любя турков и Турцию и даже учит турецкий язык. Еще она обожает готовить турецкие и арабские блюда, но узнав, что я хотела бы попробовать graavilohi, пообещала нам к утру всё организовать.

Собственно говоря, лохи это лосось, а слово граави восходит к шведскому grav - могила. Это средневековый способ консервации рыбы, при котором просоленное филе закапывали в песок выше линии прилива. В настоящее же время рыба готовится в сухом маринаде и на вкус вполне приятственна. Честно говоря, я ожидала экзотики, навроде шведского сюрстрёмминга, но всё оказалось ни разу не экстремально.

К своему ужасу наутро я проснулась с распухшей физией и больной головой. Френд-лента проинформировала, что перемена погоды подкосила не только меня. К счастью, оказалось, что в Финляндии такие вещи переносятся намного легче, чем на наших родных болотах. Но вид за завтраком у меня был тот еще. Собственно, это последствие моих старых проблем с сосудами. На фото Оле весело, у меня лицо как подушка и попытка давить лыбу, а на столе обильный завтрак.



Потом Тиина проводила нас до остановки и посадила на автобус. Намертво закрытый автовокзал накрыл медным тазом нашу мечту сдать вещи в камеру хранения и гулять налегке. Мы мрачно заползли в итальянский ресторанчик, чтобы определить план дальнейших действий. Так как Тиина укормила нас завтраком по самое немогу, заказан был только чай с прекрасным десертом из мороженного с сердцевиной из лакричного соуса с целью продолжения знакомства с блюдами из национального финского растения. Попутно обнаружилась интересная особенность итальянских ресторанов в Финляндии. Достаточно заказать хоть что-нибудь, и можно бесплатно приобщиться к салатному бару.



Следующим пунктом нашей программы стал Кафедральный собор Пори, здание с ажурным чугунным куполом высотой 72 метра.



В нижнем правом углу виднеется памятник «Жизнь продолжается», входящий в созданный Аймо Тукиайненом в 1952 году мемориальный комплекс. Кстати, это тот самый скульптор, авторству которого принадлежит конный памятник маршалу Маннергейму в Хельсинки.



Собственно, рядом с церковью находится основанное 20 декабря 1939 года кладбище героев. Памятник же демонстрирует войну и непрерывность жизни. Фигуры располагаются на двух длинных пьедесталах, между которыми находится вход на территорию кладбища. На первом пьедестале четыре мужские фигуры, на втором женская фигура с ребёнком. Таким образом символически разделены мужской и женский миры - передовая и тыл.
На войну уходит молодой человек, а погибает на ней уже старый солдат. Уходящий на войну обернулся назад, и по его взгляду легко понять, что он смотрит на мать и ребёнка, которые располагаются на короткой части пьедестала. То есть символически круг замыкается. Маленький мальчик в свою очередь поднял голову, глядя на свой будущий долг. Скульптуры называются «Родина-мать зовёт», «На передовой», «Конец пути», «Светится крест» и «Жизнь продолжается».





На плите сокращение от vänrikki - младший лейтенант.



Кстати, рядом с церковью, как альтернатива джазовому фестивалю проходит фестиваль духовной музыки. Дело в том, что церковный парк находится удручающе близко от мест проведения джазового фестиваля, и поклонники джаза норовили воспользоваться парком как бесплатной парковкой, а то и туалетом. В 1994 году терпение прихожан лопнуло, и они решили остановить вандалов таким вот мирным путём.
Джаз я не люблю и не понимаю, а вот послушать того же Клименко на вольном воздухе я бы съездила.

Вторым пунктом нашей программы пребывания в Пори стал музей Сатакунта. Сначала мы планировали посетить музей искусств, но после Турку решили не рисковать психическим здоровьем и отправились знакомиться с историей региона. Музей занимает три этажа, огромная экспозиция знакомит нас с историей данной территории от каменного века до наших дней. Поразили меня висевшие на стене старинные комиксы на библейскую тему. Таблички с разъяснениями рядом не было, так что в какое время сиё рисовали, я не ведаю. Но выглядит преглумливо.



Несмотря на адское освещение, я решила запечатлеть комнату Сигрид Юзелиус. Она была дочерью горного советника Юзелиуса, и умерла в 11 лет от туберкулёза, который начался как осложнение кори. Собственно, её украшенный фресками Акселя Гален-Каллела мавзолей на кладбище Кяппяря и был основной целью моего путешествия в Пори, но, увы, в зимнее время он закрыт.



Впрочем, в Пори еще масса достопримечательностей, ради которых стоит вернуться. Ведь именно в Пори Каарло и Эмилия Бергбум в 1872 году основали финский национальный театр. Именно там родились Аксели Гален-Каллела и Аврора Карамзина. И именно там находится лучший на Балтике пляж Юттери.

Но уже в 4 часа дня нам нужно было выдвигаться в сторону Тампере.

каучсёрфинг, Страна болот, Из дальних странствий воротясь, историко-культурное

Previous post Next post
Up