В один из непогожих осенних дней мне позвонила режиссёр театральной видеостудии с предложением отправиться на съёмки в Уфу. После попытки вспомнить, когда я последний раз покидал границы области, я согласился участвовать в авантюре. Таким образом, я впервые поехал в командировку со студией на съёмки в другой город. Как всегда, я серьезно подготовился к поездке и собрал полный рюкзак. Даже фляжку с водой питьевой взял. Замечу, что так и не пригодилась.
Наш коллектив включал шесть человек: двое уже отбыли ранним утром с половиной оборудования. Мы вчетвером на машине технического директора выехали после обеда. Вся поездка будет эпизодически снята на видео для последующего монтажа документального фильма о поездке, так называемого бэкстейджа.
Мы покинули Пермь через южный выезд. Весёлое начало поездки давало общий настрой на всю последующую командировку. Я предвкушал впереди кучу разных приятных и неожиданных событий. У всех было хорошее настроение. В. снимал на камеру, С. пытался читать с планшета «Вино из одуванчиков», А. рассказывал истории, а я с блаженной улыбкой пялился в окно. В магнитоле играла сборка разных клёвых мелодий. Шутки лились рекой.
Съемки бэкстейджа на ходу.
Мы немножко поблудили у Куеды в поисках пыльной объездной дороги. Ехали в какой-то жуткой мрачной долине - вокруг стена пыли, тяжелый химический запах в воздухе, черная земля. Здесь добывают нефть. Я после всю дорогу замечал вдоль дороги нефтяные «качели».
Едва мы въехали на территорию Башкирии, как появились надписи на двух языках. Я в шутку назвал Башкирский язык «Басурманским», хотя там большинство букв и одинаковые. Мы ехали с шутками-прибаутками, главной из которых была магическая аббревиатура «СНТ».
Наши животы дружно дали добро на начало обеда. Правда, кафе по дороге долго не попадалось. Наконец, мы пришвартовались у двухэтажного дома с градусником, который указывал «+27» и надписью «Уют». Суп здесь подавали холодным, порции второго разнились, а пирожки были со странным запахом. Сюда мы больше не ходоки. Главное, что половина пути позади.
Постепенно начало темнеть. И начались первые сюрпризы поездки. Сначала мы обнаружили, что трасса ничем и никак не освещается. Смотришь вперёд, и постепенно кажется, что вокруг ничего нет, кроме вязкой тьмы. Сюрреалистическое «Шоссе в никуда», как у Линча. Обогнали повозку, запряжённую лошадью. Посреди безлюдной башкирской степи едет по дороге одинокая повозка. Потом сзади стал регулярно слышаться непонятный шум. Два раза мы останавливались и пытались определить причину. В третий раз она определилась в виде пробитого колеса. Устроили внеплановую стоянку. В. позже расстроился, что не снял для фильма момент замены колеса. Приключения с приключениями.
И внезапно вокруг стало светло. Сначала вдалеке мы удивлялись ровным рядам фонарей в деревнях, а потом фонари появились и на трассе. Так мы въехали в Уфу. Какой-то безымянный мальчишка в проезжающем мимо ПАЗике помахал нам рукой.
Нас встретил режиссёр, и направил в гостиницу, которая, на удивление, занимала соседнее с театром здание. На ресепшен мы ворвались уставшие, но веселыё. Симпатичная девушка сообщила, что мы заселены в номера повышенного комфорта и выдала карты-ключи. На вопрос о включённом завтраке она ответила утвердительно - «С полвосьмого до десяти».
Наш отель.
Когда с С. мы вошли в номер, то у нас открылись рты от удивления. Огромные кровати с пышными матрасами, кондиционер, куча ламп, два телефона блестящий кафелем санузел. И надпись на телевизоре «Антон Исаков, добро пожаловать в наш отель»! Однако на все удобства первая ночь в Уфе стала для меня бессонной. Лишь под утро на час я провалился в забытье. Меня беспокоило горло и прибежавший в поддержку насморк. Я понял, что новый день будет очень тяжелым для меня. Картину немного скрасил потрясающий шведский стол на завтраке. Повар при тебе готовил омлет с начинкой на выбор. Зная свой аппетит, я съел за троих. По документам завтрак обходился на 700 рублей на человека плюс 150 за доставку, если желаете. Неплохо.
Номер в отеле.
Погода была отличная. Пришло лето, которого не было. Я мысленно представал, куда отправлюсь погулять в свободное время. В нашем же отеле заселилась хоккейная команда «Салават Юлаев». Я узнал хоккеистов по автобусу с фирменной символикой, припаркованному у входа. Самих хоккеистов видел издалека, но не стал подходить и просить автограф, ибо не знал ни одного в лицо.
Номер в отеле. Надписи порадовали: "Эту воду можно пить." "Полотенце на полу означает, что его необходимо заменить." "...Предоставим Вам прибор для бритья." Очень заботливо.
Следующие три с лишним часа мы с командой занимались установкой оборудования в театре. Затем, воспользовавшись перерывом в два часа, пообедали, и я подремал час, чтобы совсем не заснуть за камерой во время съёмки. Вечером в 19:00 нам предстояло снимать премьерный показ оперы «Орлеанская дева». Режиссёр поставил меня на средний план. Едва очутился за камерой, как откуда-то появились собранность и внимание. Несмотря на слабость, я справился со съёмкой. Правда два раза нажимал не те кнопки и выдавал в эфир совсем не то, что нужно было режиссёру.
Моё рабочее место в театре.
Во вторую ночь я оторвался по полной программе, проспав здоровым сном восемь часов. Плотные шторы, не пропускающие дневной свет, поспособствовали этому. Завтраку я был безумно рад, и на этот раз подошёл комплексно к процессу поедания запасов отеля «Holliday Inn», отказавшись от сока, наелся свежих фруктов, а одно яблоко даже забрал с собой. Также попробовал одну сладость, о которой много слышал - кленовый сироп. После такого двойного праздника я был готов к любым испытаниям. Поэтому я пошёл гулять. Сверяясь с картой, добрался до сквера у набережной, потом вернулся, посетив в сумме три сквера и один парк. Парк неофициальн осчитался спортивным залом у близлежащих учебных заведений, поэтому там было много кучек студентов, занимающихся наклонами, приседаниями, бегом и прочими физическими нагрузками. На самом деле, Уфа считается чуть ли не самым зеленым город в России. Мы выписывались из отеля по факту в 14:00, а по правилам в полдень. Поэтому карта-ключ в лифте уже не работал, и я чуть было не стал пленником коробки из стекла и металла. Грустно было расставаться с гостеприимным отелем и его персоналом. Я мысленно поблагодарил их за бесплатный шоколадный батончик и бутылку минералки, которые забрал собой из номера.
На прогулке.
После выписки мы уже втроём отправились на прогулку по городу. Таким образом, за день я обошёл весь центральный район Уфы. Огромный памятник Салавату Юлаеву, величественно возвышавшийся над рекой Белой очень меня впечатлил. Всю дорогу я делал снимки на камеру. Пустынная набережная, находящаяся в текущем ремонте и модернизации, выглядела пустынно и этим пугала.
В одном из скверов. Осень - милая пора.
Отобедав в театральной столовой, где кормили вкусно и недорого, мы вернулись в театр и стали дожидаться начала спектакля. Кстати, опера была хорошая, но технические шероховатости, вроде грубого контрастного освещения и музыканты оркестра, играющие фальшиво, портили всю картину. Снимать мне было проще, чем вчера - голова была ясная, беспокоил только насморк. В итоге, всё прошло хорошо. Публика была довольна и долго хлопала артистам. Затем артисты уже на открытой сцене поздравляли друг друга, планируя с бокалами в руках. Наша команда организованно собирала оборудование. За час мы управились и загрузили всё в машину. Пришло время для последнего ужина в полюбившейся уже пиццерии, где подвали пиццу по кускам за 60 рублей на выбор и наливали дешевое пиво «Невское».
На сцене - Орлеанская Дева.
Когда мы ехали по ночным улицам, мой взгляд уже сквозил теплой ностальгией. Я долго оборачивался, наблюдая свечение в небе над скрывшимся уже городом. Сегодня ночью нам предстояла возвращение назад, в Пермь. В магнитоле играл исключительно русский рок. Такая перспектива особо не радовала, но это было не важно. Ехали мы теперь в паре с первой машиной, ведя переговоры по рации. Ребята веселились и шутили, вспоминая события последних двух дней, звёзды стучались в окна, а вокруг простиралась вязкая тьма. Дорога вела нас вперёд.
В какой-то момент я стал проваливаться между мирами, голоса уходили на задний план, повсеместно властвовала ночь. Мы опять умудрились заблудиться, заехав на улицы какой-то деревни. Часы текли, как масло, голова звенела в пустоте, мысли тонули. Была одна остановка на заправке. Это было похоже на мистическое кино - одинокое светящееся здание посреди ночи. Никого и ничего вокруг. Подумалось, насколько жутко оператору здесь просиживать такие ночи в одиночестве.
Заправка на «Трассе в никуда».
Заснул я под утро, и пропустил момент, когда начал светать. Просто сильно устал, и мне было всё равно. Увидев многоэтажки, понял, что приехали. Полупустые улицы, сонные автобусы, одинокие люди на остановках, серое дождливое небо - так нас встретила Пермь. Напоследок мы устроили небольшую гонку, кто быстрее доедет до театра. Наша машина победила. В театре руководитель поездки пожал нам руки, и сказал: «Сняли вы хреново. Ладно, к концу года научитесь». В ответ мы улыбались.
Когда я выгрузился из машины у дома, моя шатающаяся походка и пустая голова предлагали как можно скорее заснуть. Казалось, я не был здесь неделю. И тем, более, не соскучился, потому что никто меня здесь не ждал, а моя тень всегда со мной.