Хроасы впервые упомянуты Плинием Старшим (1 век):
Ultra sunt Scytharum populi. Persae illos Sacas universos appellavere a proxima gente, antiqui Aramios, Scythae ipsi Persas Chorsaros et Caucasum montem Croucasim, hoc est nive candidum. multitudo populorum innumera et quae cum Parthis ex aequo degat. celeberrimi eorum Sacae, Massagetae, Dahae, Essedones, Astacae, Rumnici, Pestici, Homodoti, Histi, Edones, Camae, Camacae, Euchatae, Cotieri, Authusiani, Psacae, Arimaspi, Antacati, Chroasai, Oecteai. ibi Napaei interisse dicuntur a Palaeis.
в переводе:
VI.50. "По ту сторону [Яксарта] живут скифские народы. Персы называют их всех саками по имени ближайшего племени, а древние - арамиями. Скифы же сами [называют] персов хорсарами, а гору Кавказ - Кроукасисом, то есть белоснежным. Здесь неизмеримое множество народов, их образ жизни похож на парфянский. Самые известные из них - саки, массагеты, дахи, эсседоны, астаки, румники, пестики, хомодоты, хисты, эдоны, камы, камаки, эвхаты, котиеры, автусианы, псаки, аримаспы, антакаты, хроасы (chroasai), этеи. Говорят, что там напеи были уничтожены палеями."
Источником сведений о хроасах был безусловно др.-греческий текст. В др.-греч. передача иноязычного сочетания -ova-, как -oa- вполне допустима и наблюдается, например, в боспорских надписях. Сведения вероятно восходят к эллинистическим армянским источникам (географическим картам или описаниям?), поэтому перед R естестественен др.-арм. протетический h- (обязательный до 7 в.), при др.-греч. передаче заменённый на Х-, поскольку первоначально в др.-греч. письменности не использовались знаки придыхания, а значит и не было, кроме как через "Х", более адекватного способа отображения др.-арм. протезы.
Таким образом с высокой вероятностью "chroasai" передаёт сарм. этноним *rovas-, образованный от тотема *rovas-, то есть "лиса".
Уже во 2 веке в греч. письменности вовсю используются диакритики, в тч для передачи придыханий. Поэтому у Птолемея этноним передан в форме 'robosk-, а ещё позднее в нач. 5 в. (разумеется, на основе более ранней информации) у Орозия в форме rhobasc-. У обоих авторов упоминание робасков следует в группе с этнонимами, часть которых содержит "наращение" -k, что опять же, вероятно, указывает на др.-арм. источники информации, ибо -k' - это окончание множ. числа в др.-армянском. Но в целом сведения и Птолемея и Орозия сильно отличаются, то есть не восходят к одному источнику, а получены независимо друг от друга.
По Птолемею народ робоски проживал где-то на крайнем севере у истоков реки Ра, южнее жили асманы, ещё южнее - паниарды. По Орозию народ робаски жил в верховьях Танаиса около тн "Александровых алтарей" - это описание попало из трудов авторитетного Орозия и на некоторые раннесредневековые карты.
Собственно текст Павла Орозия об истоках Танаиса и робасках:
История против язычников. Кн. 1, Гл. 2, 4 - 6:
"Europa inciput ut dixi aub plaga septentrionis, a flumine Tanai, qua Riphaei montes Sarmatico aversi oceano Tanaim fluvium fundunt, qui praeteriens aras ac terminos Alexandri Magni in Rhobascorum finibus sitos Maeotidas auget paludes, quarum inmensa exundatio iuxta Theodosiam urbem Euxinum Pontum late ingreditur.
в переводе: Европа начинается, как я сказал, в северном поясе, от реки Танаиса там, где Рифейские горы, отходя в противоположную от Сарматского океана сторону, дают начало реке Танаис, которая протекая мимо алтарей и границ Александра Великого, находящихся в пределах робасков, увеличивает своими водами Меотийские болота, а огромный разлив последних около города Феодосии широко вливается в Евксинский Понт. "
(пер. Г.Г. Зоргенфрея)
На географических картах "алтари" рисовали ближе к истокам Танаиса.
О том, что Танаис течёт с Рифейских гор писали (помимо Орозия) такие известные античные географы, как Помпоний Мела и Плиний Старший. Один из современников Орозия - Юлий Гонорий вообще писал буквально:
"Река Танаис берёт начало с горы Гиперборея Рипея, впадает в море Меотийское, течёт 654 мили."
Этноним народа вполне прозрачен для этимологии, ибо отражает иранское наименование лисы (иногда другого собачьего или реже кошачьего хищника), и вероятно является обычным племенным тотемом.
Др.-ир. *raupāśa-, соотв. др.-инд. lopāša - лиса, шакал, и представлено почти во всех иранских языках: осет. rūvas, robas, согд. rwps, rwbs, хорезм. rwbs, ягноб. rūpas, мундж. rūsa, rawsa, йидг. rәusā, rūso, ruso, далее парф. rwb's, шугн. rupsak, орм. rawas, белудж. rōpāsk - лиса, тж хот.-сак. rrūvāsa- шакал и тд. (к слову: обще-слав. lisa происходит от того же и.-е. корня). Слово тж распространилось в некоторых фин.-уг. языках: венг. ravasz, морд. rives, марийск. rәβәž, фин. repo (и далее через др.-фин. в др.-сканд. refR, шв. rяf, дат., норв. ræv). В топонимии изв. пример двуязычного наименования речки (вост. бассейн Десны): Лисичка и Ропша (<*Robъśa) или Ропска (тж на Лисичке изв. деревня Робская/Ропская в 17 в. тж Ровская или Робское/Ропское), что, учитывая локализацию в зоне "самого северного" распространения иранских гидронимов, означает совместное проживание носителей двух языков (славянского и иранского) в близком соседстве и взаимопонимании (поэтому название речки смогли перевести с одного языка на другой). Все эти факты позволяют реконструировать сарм. этноним: *robæs-/rovæs-, то есть с ослабленным (и с дальнейшей редукцией вплоть до выпадения) вторым гласным (ближайшие аналогии видим в согд. и хорезм.) и с типичным чередованием b/v между сонорными.
Локализация хроасов по Плинию весьма неопределённа - ясно только, что где-то на севере Вост. Европы (и, вероятно, восточнее Танаиса). У Птолемея более определённо робоски помещены в Поволжье на севере - скорее всего на северной окраине степной зоны где-то выше Жигулей. И наконец самое позднее упоминание у Орозия - на Верх. Дону у неких "Александровых алтарей" и "Рифейских гор" (часть античных авторов тж считали, что Танаис вытекает с Рифейских гор). Возможно такая разноголосица отражает реальную миграцию "лисьих" сарматов с востока на запад где-то между 1-2 и 4 веками.
Локализация по Орозию (не позднее 4 в.) вероятно соответствует какой-то группе сарматских памятников в бассейне Верх. или Ср. Дона (в лесостепи) и притоков: их немало найдено, и что характерно именно во 2 - 4 вв. сарматы в лесостепях распространяются дальше всего на север (кстати, этот "импульс", возможно, стал причиной формирования археологической культуры рязанско-окских могильников). К этому же периоду относится процесс наибольшего смешения кочевого и оседлого населения: на городищах помимо местных традиционных полуземлянок появляются круглые жилища кочевников, в могильниках отмечены многочисленные захоронения местных женщин по сарматскому обряду и с сарматским инвентарём - то есть вовсю идёт метисация, и вообще на одних и тех же могильниках либо в связи с одними и теми же поселениями черезполосно найдены захоронения в курганах, в грунтовых могилах, с трупоположениями и с трупосожжениями. К 4 в. также относятся отдельные катакомбные захоронения, оставленные аланами-танаитами проникшими в лесостепь с Ниж. Дона.
Карта расположения известных сарматских археологических памятников в лесостепи Верхнего и Среднего Дона.
По нашему мнению с "лисьим" народом связан характерный гидроним "Лиска" - правый приток Дона. В настоящее время речка в значительной мере пересохла (или "ушла в землю" - то есть в слой грунтовых вод в полупересохшей долине), но по ней было названо правобережное старинное село Лиски и далее (через узловую ж/д станцию) левобережный современный город Лиски. Впервые речка упоминается в Книге Большому Чертежу, то есть не позднее 1627 г.:
"А ниже Тихие Сосны, 20 верст, пала в Дон речка Лиска, с Крымской стороны, протоку речки верст с 20. А ниже речки Лиски, верст с 8, с Нагаискои стороны, пала в Дон речка Икорец."
Впервые поселение на речке упоминается в 1670 г. - "Лисенская слоботка" (в челобитной воеводы Михаила Ознобшина).
Хронология ранних упоминаний реки Лиски и поселений на ней:
до 1627 - первое упоминание речки Лиски в Книге Большому Чертежу.
1670 - упоминание речки Лиски и Лисенской (Лисянской) слоботки в связи с событиями войны С.Т. Разина. Впервые упомянуто имя жителя Лисенской слоботки - Герасим.
1683 - указ о сносе 4 жилых и 8 скотинных дворов на речке Лиске и переходе угодий во владение Борщевого монастыря.
1685 - сообщение о сожжении "незаконных" строений на Лиске.
кон. 17 в. - на р. Лиске сезонно живут и работают крестьяне острогожского попа Куколенко.
1699 - митрополит Митрофан получил право на распоряжение угодьями и на расселение крестьян за речкой Лиской на порожней земле.
1715 - 1716 - митрополит Пахомий просит выделить казаков (черкас - то есть военных людей для самообороны) и крестьян для заселения угодий на речке Лиске.
1716 - граф Апраксин выделил крестьян для поселения на речке Лиске
1717 - строительство церкви Петра и Павла, далее селение до 1803 года носит двойное наименование Петропавловское и Лиска.
Во всех документах этого периода название речки и поселения пишется через "и".
Речка Лиска и село (слобода) Лиска на рукописной карте-лоции 1769 года. Показано только устье речки, под названием села подписано "Церковь Петра и Павла" и "Малороссийская" (по основному населению села, сформированному из острогожских и коротоякских крестьян и казаков-черкасов):
Речка Лиска (ещё полноводная) и село Лиское (во многих источниках 18 века оно также наз. "Петропавловское") на карте Воронежского наместничества 1779 года:
Эти ранние упоминания в пользу этимологии гидронима от слова "лиса", а не от "лысый", как предполагали некоторые - колебания произношения названия села и реки Лиска/Лыска/Лиски/Лыски относятся к более позднему периоду и связаны с особенностями говоров поселян, среди которых многие были черкасского/малороссийского происхождения (в местных документах, напр., встречается написание глагола "бить" через "ы": былъ, побылъ - в показаниях против злоупотреблений атамана Ливенцова).
Ближайшие окрестности села Лиски не отмечены какими-либо достоверно выявленными археологическими памятниками сарматского времени или иными достопримечательностями, но относительно недалеко имеется примечательная группа природных образований - меловых столбов-останцев в Дивногорье. На наш взгляд именно эти образования и послужили прообразом "Александровых алтарей" античных авторов.
Само соседство меловых столбов Дивногорья и "лисьей" топонимии на наш взгляд вряд ли случайно.
"Александровы алтари" в стране робасков на карте 12 века:
А это одна из групп меловых столбов-останцев в Дивногорье
(раньше таких столбов и их отдельных групп было больше):
Заметим, что в самой слободе Лиски (или Лыске) в 19 веке было известно не менее 8 курганов, в ближайших окрестностях - их фиксировали несколько десятков (возможно частично естественные, а частично искусственные), особенно вблизи села Селявное (аж 29 курганов), то есть рядом с известным культовым местом - меловой горой Шатрище (на которой тоже были свои столбы-останцы) прямо на берегу Дона
(в 17 - 18 вв тут был свой Шатрищегорский монастырь, закрытый при Екатерине 2-й за "нерентабельность", от монастыря остались только искусственные пещеры в теле горы, в самой горе добывали мел, поэтому за 200 лет её частично разрушили).
Современный вид меловой горы Шатрище:
Вероятно, что часть «лисьего народа» участвовала и в походах гуннов в 5 веке. Во всяком случае в известном сочинении Приска Панийского (того самого, который описал своё посольство к Аттиле) в числе прочего рассказывается о присутствии (около 441 г.) на Дунае войск народа "рубов" во главе с вождём Уалипсом (Οὐάλιψ). Этноним Ῥούβους вполне может быть одной из форм этнонима *robæs-/rovæs- в греческой передаче. Само присутствие войск из «лисьего народа» в регионе вполне естественно, как и присутствие войск других народов Восточной Европы.
Форма Ῥούβους по-видимому фиксирует всё большие фонетические изменения (в разговорной речи), связанные с ассимиляцией "лисьим народом" иноязычного населения.
Ещё одно интересное наименование Руси есть в одном западном источнике - в тн "Реймской глоссе" (далее РГ) или "Глоссе на Псалтыри Ольдрика Реймского", написанной по поводу посольства епископа Роже к Ярославу для реализации известного брака французского короля с Анной Ярославной. События датированы 1048 годом. РГ сохранилась в 2-х списках 12 века и явно восходит к оригиналу 11 века, то есть записана по времени близко к самому событию.
Начинается РГ так: "В год от Воплощения Господня 1048-й, когда Генрих, король французский, послал в Рабастию (Rabastia) шалонского епископа Р[оже] за дочерью короля той страны по имени Анна, на которой он должен был жениться"
Страна Rabastia названа одинаково в обоих списках РГ, то есть автор именно так назвал Русь. (пер. Назаренко А.В. по кн. Древняя Русь в свете зарубежных источников. Том 4. М., 2010)
Это свидетельство интересно тем, что, возможно, восходит к независимому античному источнику (географической карте?), где отражено некое (возм. диалектное) "аканье", а вместо окончания -k, употреблено более уместное для сарматского языка окончание множ. числа -t(æ).
PS. В качестве гипотезы отметим, что этноним *rovæs- к сер. 1 тысячелетия и мог преобразоваться у местного (смешанного и практически уже оседлого) населения: *rovæs- > *rows- > *rōs-/*rūs-, то есть стать основой для этнонимов упоминаемых в 6 - 7 вв. «вероломных, коварных» (infida - вряд ли случайна эта "оценочная" характеристика, очень подходящая для "лисьих людей") росомонов, hRws и гипербореев (у "Рифейских гор" - то есть типичных меловых гор Верх. Дона) скифов-рос.
На наш взгляд, весьма вероятно, что именно от сарматского лесостепного народа "лисьих людей" (через стадию Русского каганата, сформировавшегося, вероятно, после миграций аланских переселенцев 7 - 8 вв., привнесших в страну русов в бассейн Дона новые культурные навыки), произошло и название Руси и Русской земли, как народа так и страны. Учитывая наименование Руси (Rabastia) в РГ мы также можем предположить, что, имевшие доступ к ныне утраченным источникам, образованные франки 11 века «что-то знали»..