Исследование и интерпретация гапакса Σαμβατάς представляет отдельный интерес. Константин Багрянородный пишет букв. следущее: "[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из
(
Read more... )
вот тут не помешала бы ссылка на словарь так хорошо сохранившихся др.-инд. слов
(в россике-антике я оказывается забанен)
Reply
Я неточно выразился - надо "в санскрите" и "в Ригведе", и правильнее çámba, родств. çámyā - палка, трость.
Reply
И дубинка Индры - ваджра
Reply
или шамба.
== итак, чамья
читается примерно щ/шямба, ш/щямья.
Reply
там в россике-антике интересный комментарий ув. roxsalan про "чудскую" версию, упомянутую Шапошниковым. Пошёл по ссылке, и Шапшников ссылается на "Шилов А.М. Финны на Днепре. 2007" - это в сети доступно, но там ссылка на более раннее "Шилов А.М. Чудские мотивы в древнерусской топонимии. 1996" - где как будто подробное обоснование. Вот это найти не могу. У вас нет случайно?
Похоже, его вдохновило Сампо.
Как к этому ни относиться, но согласитесь: Сампо таки ближе к Самбату, чем чамья
Reply
Не требуется: у меня просто были трудности в подборке шрифтов для передачи фонем, поэтому отпечатал, как попроще.
Всё остальное ни к селу, ни к городу ни даже в Красную Армию.. Напр.:
== но согласитесь: Сампо таки ближе к Самбату
Нет - ближе к Сампсону (Сампсу).
Reply
Reply
Текст Шилова я пока не выкопал - чего-то не получается. Думаю там ничего особенного, кроме обычных расширений семантики.
Reply
На самом деле смотрите, почему я тут про Шилова. Мне показался похожим возможный ход его рассуждения с Вашим.
Источник-то один и у чамьи и у сампо - столб стамбха, так?
Теперь некий исследователь, Шилов там, Дубадам или Махмут, заметив сходство с Самватом КБ, начинает размышлять, нет ли возможного пути от стамбхи к Самвату.
Ну ясно, что естественным путём развития из индоевропейского к славянскому у нас из стамбхи должно получаться что-то родственное стеблю. Сл-но прямой путь отпадает, нужно рассматривать вариант заимствования на каком-то этапе. Желательно, чтобы такой случай был один, ради оккамовского сокращения сущностей, так?
Допустим Шилов, имея некое знание в финском, замечает, что из столба-стамбхи происходит сампо, и из сампо как будто уже выходит Самбат.
А допустим Махмут замечает для стамбхи вариант чамба у Панини и размышляет, могло ли что-то подобное произойти на пути к алано-сарматскому
Верно?
Reply
== Источник-то один и у чамьи и у сампо - столб стамбха, так?
Нет - у них разные источники. Др.-инд. śámba- (а не чампа) родственно др.-инд. śámyā (палка, стержень) = санскр. çámyā, в осет. родств. производная sæmæn - ось, от др.-ир. *śamyana-. То бишь соответствие др.-инд. ś- (санскр. ç-) и осет. s- в данной позиции "на лицэ". Также b и bh - разные фонемы.
== А допустим Махмут замечает для стамбхи вариант чамба у Панини и
размышляет, могло ли что-то подобное произойти на пути к
алано-сарматскомуВерно?
Не верно: Махмут, помня об осет. sæmæn, полагает, что в сарм.-алан. время могли существовать родо-племенные объединения, сохранившие арийск. *šamb- (естественно, в форме *samb-), чему весьма вероятно способствовал культ Самбы (родственника инд. Шаамбы), как архаичного первопредка (причём одновременно создателя и разрушителя мирового порядка). Что и отразилось в сарм.-алан. ономастиконе 2 - 5 вв. Повлиял ли этот культ на появление образа Сампо - не берусь судить.
Reply
С шамбой кажется ещё та проблема, что кроме как у Панини я нигде её не нахожу, в совр. словарях только шамья
Reply
У Абаева есть и сноска на производство фин. *sampa и мельницы Sampo из арийск. śamba-.
Reply
ну я конечно вспомнил нашу дискуссию вот здесь: https://dubadam.livejournal.com/293267.html
для аланской теории, в отл. от чудской, вариант стамбхи конечно не подойдёт из-за стабильности начального "ст-" в осетинском
Reply
Ну я ещё пытаюсь объяснить концентрацию имён типа Самб, Самбион, Самбатион не только в окружении иранских имён, но в самых "варварских" местах. Вот предварительный подсчёт (число оригинальных имён): в Ольвии - 3 или 4, в Херсонесе ("самом греческом" городе) - ни одного, в Керчи (Пантикапее) - 2, в Анапе - 1, в Тамани - 1, в Фанагории - 1, в Танаисе (рядом с аланами-танаитами) - 8 (из них 3 в одной надписи).
Правда ещё, кажется, пару надписей я не учёл, но несомненен факт повышенной концентрации имён на "варварской" (конкретно аланской) периферии.
Reply
Ну вот есть фамилия Шамбинаго. И ещё найдётся. И что?
И вижу проблему аланской версии здесь в том, что в рассуждении "вот в др.-инд. есть шамба в знач. "палка", сл-но у алан могло быть это же слово с этим же значением" на место алан можно поставить почти любой индоевропейский народ, хоть бы и славян, и готов, и балтов, и гетодаков, и с каждым всё это будет "доказуемо" в равной степени
Reply
== на место алан можно поставить почти любой индоевропейский народ
Можно, но в конкретный рассматриваемый период в конкретном данном регионе проживали именно аланы (как группа племён или "племенной союз") - наибольшая концентрация имён приходится (более половины из Боспорского царства) на Танаис - "торжище варваров". Да и много ли этих "любых" имён, помимо иранских, мы там сможем вычитать?
Reply
Leave a comment