Jul 27, 2018 13:53
Сирийский историк Псевдо-Захарий (ок. 555) в описании народов к северу от Кавказа:
"анвар, себир, бургар, алан, куртаргар, авар, хасар, дирмар, сирургур, баграсик, кулас, абдел, ефталит - эти 13 народов, живут в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием. В глубь от них [живет] народ амазраты и люди-псы, на запад и на север от них [живут] амазонки, женщины с одной грудью; они живут сами по себе и воюют с оружием и на конях. Мужчин среди них не находится, но если желают прижить, то они отправляются мирно к народам по соседству с их землей и общаются с ними около месяца и возвращаются в свою землю… Соседний с ними народ хрос, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей. Дальше на восток у северных краев еще три черных народа"
Собственно ранневизантийский этноним "скифы-русь" (Σκυθας τους Ρως) упоминается в схолии к сочинению Аристотеля "О небе". "Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причем скифы-русь и другие гиперборейские народы живут ближе к арктическому поясу, а эфиопы, арабы и другие - к летнему.". (В. Латышев цитирует этот отрывок по собранию сочинений Аристотеля, изданному Берлинской академией наук в 1836 г. В. Латышев. "Известия…", ВДИ, 1947, №2, стр. 332.). Датировка схолии находится между 4 и 7 веками: в том же тексте есть схолии раннего константинопольского философа Фемистия, а уже в 7 - 8 веках в византийской литературе античных "арабов" вытесняет более актуальный для читателей новый этноним "сарацины".
А теперь о роксоланах у Равеннского Аннонима (РА):
"I. 12 В шестом часе ночи находится страна скифов, откуда вышел род склавинов; но и ититы (sed et Vites) и химабы тоже вышли из них. Позади находится океан, недоступный для судоходства.
В седьмом часе ночи находится страна сарматов. Из этой страны вышло племя карпов, которое имело склонность и способности к ведению войн; за этой страной - недоступный для судоходства океан.
В восьмом часе ночи находится страна роксоланов (Octava ut hora noctis Roxolanorum/Roxolmorum est partia). Позади нее далеко в океане расположен большой остров - древняя Скифия; этот остров упоминают многие философы(...) историографы. Мудрейший космограф Иордан называет его Сканзой; из этого острова (...) вышли также западные племена: ведь мы читали, что готты и даны, а также гепиды, вышли в древности из него.
В девятом часе ночи находится страна амазонок, как ее назвали древние после того, как амазонки, как мы прочли, спустились с Кавказских гор. Позади нее - [непроходимый океан], а перед ней располагается обширная древняя Дардания, а за ней, или лучше сказать, - сбоку, находятся большие болота, которые называются Меотийскими; как рассказывают иные историографы, человек может пройти какую-то часть названных [болот] на расстояние во много миль.
В десятом часе ночи находится огромная, тянущаяся на большое расстояние пустыня, которая называется пустынной (и древней) Скифией; перед ней, или же сбоку, обозначают племя газов (gens Gazorum).
В одиннадцатом часе ночи находятся, как пишут, Каспийские Ворота и отдаленнейшая гора Тавр, а также гора Кавказ, и затем снова непроходимая пустыня.
В двенадцатом часе ночи находится Древняя Албания, а также страна гирканцев, Иссоон и парфов (sed et Hyrcanorum Yssoon simulque Parthorum est partia). Она очень велика и находится, как известно, по соседству с ранее упомянутыми индами-бактрианами.
IV. 4. Далее, с северной стороны около океана по соседству с вышеупомянутой Великой С[к]ифией расположена страна, которая называется Колхия, Киркеон, Меланглинон, Бассаринон [то есть: колхи, керкеты-черкесы, меланхлены и бастарны]. Эта Колхия, как передают, в основном пустынна. (...).
Далее, около океана по соседству с вышеупомянутой областью Колхии находится страна, которую древние называли [страной] амазонок, после того как они, как мы прочли, спустились с Кавказских гор. (...)
Далее, около океана [по соседству со страной амазонок] находится страна, которая называется [страной] роксоланов, свариков и савроматов (est partia quae dicitur Roxolanorum, Suaricum/Saurica, Sauromatum). Через эту страну протекают, среди прочих, следующие реки: большая река, которая называется Вистула и впадает очень полноводной в океан, и река, которая называется Лутта [ср. у Иордана: "языги отделены от роксоланов только рекой Aluta"]. Об этой стране рассказал вышеупомянутый Птоломей - царь и философ. Позади этой страны в океане находится вышеупомянутый остров Сканза.
IV. 5. Далее, перед областью роксоланов находятся следующие страны: С(к)ифотрогов (Sithotrogorum/Scythotrogorum), затем страна Кампи Кампанидон, а также Гето Гиторум, Сугдабон, Фанагурон [антич. Фанагория], болота Меотидон. Эта область Меотида, коль мы ее в этом месте называем, простирается, поскольку она очень обширна, до вышеупомянутой страны Босфораны. Около той же области Меотиды находится большая страна, которая называется Дарданией. [далее следует перечисление городов Босфорании и Дардании, то есть Боспора, Крыма и Северного Причерноморья]."
Таким образом Роксолания у РА занимает весь север "восьмого часа ночи", от страны сарматов-карпов до страны амазонок. А амазонки у него также, как и у Псевдо-Захария к северу от Кавказа - в "девятом часе ночи". В IV книге автор, как и Псевдо-Захарий hrws'ов и "три чёрных народа" именно по соседству с амазонками перечисляет роксоланов, суариков и сауроматов. Только получается, что у РА не 3, а 2 "чёрных народа", весь сами роксоланы - "светлые алане", а Suaric-/Sauric- и Sauromat- это уже "чернобородые"* и "чернорукие". Не совсем ясно, то ли у РА просто пропущен один из "чёрных народов", то ли Псевдо-Захарий говоря о "трёх чёрных народах" смешал "три народа: hrws и два чёрных", то ли третьим "чёрным народом" и вправду были или савары ("чёрные арии") от которых возм. пошло название Северской земли и её обитателей северян с их славным градом Черниговом. Или имелись в виду античные меланхлены (в одной надписи известно и их иранское имя "саудараты" - "черноодетые"), которые у РА упомянуты. как "Меланглинон" в неопределённом районе Великой Скифии между черкессами и бастарнами.
*Примечание: Suaric-/Sauric- надёжнее всего объясняется именно, как "черно-бородые", а не "черно-усые" или "черно-волосые", ср. осет. rīxī, rexe, rexæ - борода, усы, вахан. reγiš, rәγiš, riγiš, regiš, rigiš, курд. rīh, rēh, сюда же согд.-буд. ryš'kh, ягноб. riša - борода и тд, гораздо реже производная от др.-ир. *raiša- имеет значение "волосы" вообще, а значение "усы" в осетинском - новация в иронском диалекте.