Dec 12, 2012 23:08
Наверное, самая удачная позиция реципиента любого искусства - это позиция воспринимающего, не включенного в систему знаков данного искусства. Поясню: человек, который, грубо говоря, понимает, как сделано произведение искусства (будучи филологом, я в некоторых случаях могу быть уверена в том, как текст сооружен и потому редко могу получать истинное наслаждение от соприкосновения с ним), подходит к нему с готовой версией рецепции и потому видит не само произведение искусства, а набор знаков, позволяющих ему соотнести восприятие данного объекта с прежними опытами восприятия. При этом человек, который не располагает необходимыми знаниями для того, чтобы рассуждать, как произведение строится, может воспринимать его по-детски, радостно, не пытаясь наложить на него знакомую схему восприятия.
Получается, что я, человек, который не знает, каким образом строится Вторая симфония Малера, оказывается в позиции более выигрышной, нежели другой любитель музыки, который, в отличие от меня, прекрасно разбирается в том, как сделана эта вещь.
Остается открытым только один вопрос: зачем я занимаюсь здесь пересказом всем известных вещей?