Не повторяйте это дома или как готовиться к TOEFL за месяц и всё-таки его сдать

Sep 15, 2014 23:35

Теперь, когда сглазить нечего, можно признаться, что я исчезала из сети, потому что понадобилось в спешном порядке готовиться к TOEFL. Ну, знаете, случается, что однажды человек просыпается и понимает, что ему срочно надо сдать TOEFL. В июне я была уверена, что спокойно подготовлюсь и сдам его в сентябре. В июле оказалось, что записи на сентябрь в Москве нет, зато есть август и октябрь. Октябрь мне не подходил, я взяла самую позднюю возможную дату в августе (30е число) и бросила все силы на подготовку.

Дано: неопределённый уровень английского, но вроде как первая ступень Advanced. Трепаться и читать я могу, но не в боевых условиях, длинный текст на английском писала году в 2010, когда очень захотелось отправить автору отзыв на комикс. С тех пор самое длинное - убористым почерком на открытках.
Задача: за месяц подготовиться так, чтобы сдать вот это всё не ниже чем на 90 баллов. Writing не ниже 20 как бонус.
И никаких курсов - на них у меня не было ни денег, ни времени (и вообще я была уверена, что сам тест стоит ну никак не больше 150$).

[Пара слов про формат теста для тех, кто не в курсе]Пара слов про формат теста для тех, кто не в курсе.
TOEFL ibT состоит из четырёх частей: Reading, Listening, Speaking и Writing.
Reading 3 академических теста, примерно 15 вопросов к каждому, на всё даётся час (может быть вариант, в котором проверяется задание для будущих тестов: 4 текста за час 20 минут, в таком случае один из них не оценивается, но заранее не известно какой)
Listening 6 аудиозаписей из разных ситуаций: лекции, дискуссии на лекциях, разговоры студентов, к каждой записи по 5-6 вопросов. Записи объединены в блоки по три. (также, как и в Reading, возможен вариант с увеличенным количество заданий, тогда аудиозаписей 9 и один блок не оценивается)
Насколько я понимаю, удлинённые части Reading и Listening не могут попасться одновременно. У меня, например, было 9 заданий в Listening, часть Reading была обычной длины.
Десятиминутный перерыв.
Speaking нужно записать 6 ответов на вопросы. Два касаются «знакомой темы», там общие вопросы вроде «расскажите о самом запоминающемся событии в своей жизни», «как вы считаете, лучше работать над проектов в группе или в одиночку?». Ещё два задания на синтез информации из небольшого текста и разговора/лекции о нём, вопрос может выглядеть как «расскажите о сути понятия, приведённого в тексте и какие примеры подкрепляющие/опровергающие написанное даны в лекции». И ещё два вопрос, основанный только на разговоре/лекции, по сути, краткий пересказ услышанного. На подготовку к записи ответа даётся 15-30 секунд, на сам ответ 45-60 секунд в зависимости от типа задания.
Writing написать два эссе. Первое опять синтез информации из обрывка текста и лекции, похоже на то, что в Speaking, только здесь надо писать подробнее и академичнее. 150-225 слов за 20 минут. Второе ответ на «знакомую тему», здесь оптимальным считается не менее 300 слов, времени даётся полчаса.

Часть оцениваются по своей шкале, затем оценка каждой приводится к баллам от 0 до 30, баллы складываются. Итого максимум можно получить 120.



Первым делом я разочаровалась в учебниках. Меня одно время удивляло, почему пособия по IELTS обещают балл 5.5-6.5 при максимальном 9 и том, что обычно требуется не ниже 6-6.5, а в более крутых местах и все 7.5. Теперь вроде понимаю - эти книжки предназначены скорее для того, чтобы при средних знаниях английского вытянуть на устойчивый средний же уровень в тесте. Всё, что выше, добирается только практикой. В пособиях есть полезные советы, можно заучить пару схем для ответов (не знаю, как с Writing, но в части Speaking я хорошо слышала, как некоторые отвечают именно по схемам, чтобы не сбиться), однако не могу сказать, что эти книжки стоят того. Официальное пособие мне, правда, понравилось. Оно идёт с трёмя полноценными тестами для тренировки и кучей примеров внутри текста.
А вот онлайновый тренировочный тест - лишняя трата денег, если не стоит задачи подтянуть Reading и Listening. Части Speaking и Writing в нём оцениваются компьютером без участия людей, можно узнать, в какой диапазон скорее всего попадёт оценка, но не в чём конкретно были допущены ошибки.

С Reading у меня было нормально: погоняв себя по текстам поняла, что теряю не более 5 баллов из 30. Неожиданно сыпалась на словарных вопросах, так как бросалась на них с мыслью «а, ну это слово я знаю» и часто выбирала вариант, не подходящий по контексту. С усилием заставила себя проверять, точно ли слово подходит в предложение именно в том значении, которое мне первым вспомнилось.
Некоторые рекомендуют не читать текст, а сразу переходить к вопросам, благо, в каждом из них в явном виде указан абзац, к которому вопрос относится. Но тогда можно завалиться на последнем, где нужно выбрать предложения, суммирующие текст или распределить слова по категориям на основе текста. Эти вопросы «стоят» 2-3 балла в отличие от остальных, которые оценены в единицу.
Важно было, что три текста я проходила за 45-50 минут вместо отведённых 60. Таким образом, с учётом таких же быстрых ответов в Listening, я приступала к Speaking с опережением минут на 20, что весьма критично. Но об этом позже.
Единственное о чём сожалела на тесте не выписывала номера вопросов, в которых были сомнения. К последнему тексту я забыла все проблемные вопросы, вспомнила только один. И то просидев над ним в общей сложности 6-7 минут так и не смогла вычленить верный ответ, поставила казавшийся наиболее подходящим.

Пробежав по тестам на Listening (не официальным), я сначала была в ужасе, потому что количество верных ответов стремилось к половине. Пришлось успокоиться и разобраться, в чём дело, ведь разговоры и лекции были не сказать чтоб уж с сильным акцентом и быстрой речью.
Во-первых, долой записи. Есть пособия, которые много времени уделяют правильному конспектированию, для меня эта часть оказалась бесполезной. Заметками я пользовалась в крайне редких случаях, зато при этом могла пропустить важные детали. Да, может, неумение конспектировать потом скажется, но тест же не на него, а на знание английского, так что к чёрту. Проще удержать в памяти разговор на 3-5 минут, чем пытаться сделать пометки.
А вот в частях Speaking и Writing пометки стоит делать. В первой нет времени вспоминать; вторая, наоборот, длится достаточно долго, чтобы успеть всё забыть.

Во-вторых, на самом деле и не нужно пытаться запомнить все-все факты. В реальном тесте вопросов 5-6 на каждую запись, по сути они проверяют, уловлена ли главная мысль, какая-то дополнительная детал и не сбили ли с толку отвлечения от основной темы. А на это можно ответить и недопоняв часть слов, тем более, что в некоторых вопросах специально воспроизводится фрагмент записи, в таких случаях достаточно вспомнить контекст или уловить интонацию. После пары уже официальных тестов я наловчилась распознавать, про какой фрагмент обязательно зададут вопрос и слушала их особенно внимательно.
Для тренировки слуха идеально подошли записи с TED - они не длиннее 20 минут, речь отчётливая и понятным акцентом, там говорят о науке, но не заумным языком.
А, ну и 50 выпусков Найт-Вейла должны же были как-то сказаться.

Таким образом, за Listening я уже через неделю была спокойна и тоже рассчитывала не меньше, чем на 25 баллов.

Зато дальше начиналось самое страшное проверка умения разговаривать и писать. Дело осложнялось тем, что я, да, неплохо говорю и пишу по-английски, но в разговорном варианте, а не академическом. Академический отличается другим словарём и, к примеру, меньшей категоричностью суждений. В речи разговорный язык, если он не катится совсем в сленг, могут простить, в письме его присутствие важнее. Поскольку я иду по порядку, то про Writing будет в самом конце.
Хорошо, если удалось подойти к Speaking с опережением минут в 15-20. Дело в том, что наушники на тесте не глушат посторонние звуки вообще. Слушать в них те же диалоги можно, благо, есть возможность выставить громкость повыше. Зато когда в наушниках тихо, прекрасно слышно, что происходит в аудитории. Если в этот момент три-четыре человека говорят одновременно, записывать свой ответ сложнее. Насколько сильно отвлекает, сказать не смогу - к тому моменту, когда у нас начался самый шум, я приступала к последней секции.
Специально убиваться и наращивать отрыв, конечно, не надо, лучше хорошо пройти первые две части, если в них есть сомнения. В крайнем случае можно не использовать десятиминутный перерыв в середине теста, но тогда надо иметь в виду, что сидеть ещё минимум полтора часа, хотя бы в туалет стоит выйти.
Со Speaking у меня была проблема, которую хорошо описал _adept_. Думаешь, что круто знаешь английский, слушаешь пробный вопрос, запускаешь секундомер... и молчишь как рыба. Я могу говорить на разные темы, но не когда за 15 секунд надо сообразить, о чём вообще говорить, и выдать стройный ответ ещё на 45 секунд. Лечится это только усердными занятиями. Список примерных вопросов, примеры заданий из реального теста (потому что вопросов, где нужно просто наговорить на заданную тему, всего два из шести, остальные - пересказать лекцию, объяснить проблему из диалога), примеры ответов... - короче, на неделю надо обложиться всеми доступными материалами и записываться до посинения, пока не отработан навык наговорить по произвольной теме на 45-60 секунд.
Хорошая новость 1: оценивающим плевать на акцент, если речь остаётся понятной. Большее значение имеет, понимаете ли вы, что говорите, поэтому речь с правильными интонациями, выделением важных слов голосом пойдёт только в плюс.
Хорошая новость 2: единица (из баллов от 0 до 4 за каждый ответ) ставится, когда ответ состоит из пары вымученных предложений и никак не раскрывает вопрос. Значит, если со свободной речью проблемы, можно строить ответ по схемам, которых хватает в каждом пособии, тогда двойку, а то и выше, можно вытянуть.
Хорошая новость 3: примеры высоко оцениваемых ответов далеко не идеальны. Это примеры реальных ответов, после теста ещё спрашивают согласие на их использование. Там нет поставленного произношения, там отчётливый акцент, там тоже запинаются, оговариваются и т.д., просто эти ошибки единичны и ответ достаточно полон.

По мере подготовки я обнаружила у себя неприятную особенность: когда я знаю, о чём говорить, то говорю быстро, у меня остаётся секунд десять до конца ответа. Это очень много, тем более, что рекомендуют использовать всё время. Например, там есть одно задание, где на основе диалога надо рассказать, какая проблема в нём обсуждается, и обосновать один из способов решения (оба есть в диалоге вместе с плюсами и минусами). Пересказывать оба способа не требуется, но я успевала вклинить и это, иначе бы заканчивала ответ слишком рано.
Это ещё одна причина, по которой тренироваться надо даже при совершенно свободной речи, - чтобы понять, сколько времени уходит на ответ, надо ли ускоряться или, наоброт, замедляться, искать детали, которые можно добавить.

Почему-то у меня выше были оценены именно ответы на вопросы по лекциям. Я не помню точно, но если они в каждом блоке шли последними, значит, я попросту раскачивалась именно к ним. Я и на пробных тестах замечала, что последние ответы мне удаются в срелнем лучше первых.

Ну и последняя секция, за которую я боялась больше всего. Во-первых, мне был желателен результат не ниже 20 баллов. Во-вторых, я почти не пишу по-английски действительно длинных текстов, да и в длинных текстах на русском весьма косноязычна. В-третьих, в отличие от примеров для Speaking, примеры эссе из официальных тестов, мне казались намного лучше того, что я обычно выдаю. В общем, пришлось собраться, взять на вооружение академический словарь, читать статьи на английском и обращать внимание на употребляемые конструкции. Всё это делалось за месяц до сдачи теста, ага. И если насчёт эссе по лекции я была уверена, что сильно не облажаюсь, то эссе на общий вопрос вызывало опасения. Вообще я была уверена, что если мне его и зачтут, то с минимальным баллом, т.к. мне показалось, что я ушла от темы. А править уже было поздновато. К счастью, мне его всё-таки зачли.
Что можно сказать про Writing... Лучше сидеть до конца. Это последняя часть, здесь не надо никуда торопиться, поэтому можно использовать всё отведённое на каждый текст время, чтобы исправить ошибки и кривые предложения. В текстовом редакторе теста показывается количество слов, можно вырезать куски свеого текста и вставлять просто всё для человека!
И план, план надо с самого начала продумать идеально. Да, богатый внутренний мир идёт в жопу если проще грамотно расписать ту точку зрения, которая вам не нравится, писать надо о ней (это касается только второго эссе, в первом, по лекции, самодеятельность не приветствуется). Кстати, для вопросов составленных как противопоставление двух точек зрения, пособия по сдаче теста часто рекомендуют выбрать одну сторону и писать о ней. Так вот, это именно «безопасный способ». В примерах среди эссе на «отлично» часто встречаются такие, которые рассматривают обе стороны проблемы. Если нет уверенности в своих способностях, лучше всё-таки сосредоточиться на одной точке зрения. Я так и делала, в итоге текст всё равно вышел на 460 слов и вроде без таких уж сильных ошибок.

В целом план подготовки у меня получился таким:
1. Купить книжку. Тут я поздно поняла, что лучше сразу брать официальное руководство. Там рассказано о всех типах вопросов и в нагрузку даются три пробных теста. У меня не было возможности, да и времени, посравнивать неофициальные руководства, поэтому не могу посоветовать, что лучше.
2. Прогнать себя по пробным тестам, выяснить слабости.
3. TED Talks, англоязычные научно-развлекательные подкасты для тренировки Listening.
4. Отдельная подготовка Speaking с секундомером в руках.
5. В идеале за пару недель до сдачи стоит полностю перейти в англоязычную среду читать статьи на английском, запоминать употребление слов и оборотов, как можно больше слушать на английском и пр.

И, самое интересное, чем это закончилось:
Reading 29 баллов
Listening 29 баллов
Speaking 24 балла
Writing 25 баллов
Итого 107

Думаю, будь у меня больше времени натаскать речь и письмо, вышло бы лучше, но такого результата мне сейчас более чем достаточно.

приятное с полезным

Previous post Next post
Up