Михаил Пришвин

Feb 06, 2024 21:16

4 февраля был День Рождения Михаила Пришвина
(4.02.1873. - 16.01.1954)

Люблю его с детства, расскажу о нём

````````````````````````````````````````````
Учёба в гимназии

Родился будущий писатель в деревне Орловской области, дед его был купцом первой гильдии и сумел на будущее обеспечить своих детей наследством.
Отец Пришвина - человек страстный, горячий, - разводил орловских рысаков и участвовал в бегах. Затем он, проигравшись в карты, делопроизводство своё продаёт, закладывает имение и, оставив жену с пятью детьми, разбитый параличом, умирает. Тем не менее мать Пришвина смогла как-то выправить положение и дать всем детям хорошее образование.

У Пришвина, единственного из всей семьи, с учёбой отношения не складывались совсем.
Его отдали в Елецкую гимназию, где "за 6 лет учёбы Пришвин дошёл только до четвёртого класса и должен был в очередной раз остаться на второй год".
Из гимназии он был отчислен за дерзость по отношению к учителю географии, пригрозив ему расправой за двойку. Правда, юноша практически сразу извинился за свою вспыльчивость и попросил прощения, но по правилам учитель должен был написать на него докладную, что и было сделано.

Пришвин и Розанов

А учителем географии, который и написал на Пришвина докладную, был не кто-нибудь, а Василий Васильевич Розанов, известный русский философ, критик и публицист.
Интересен ещё и тот факт, что незадолго до выпада 16-летнего подростка с угрозами, - его, Пришвина, уже хотели исключить за побег, но отстоял его именно Розанов, ценивший свободу выбора выше любых условностей.

(Уже будучи взрослым, Пришвин приехал к Розанову и снова повинился за свой проступок. Этот инцидент переживали они оба, но, как ни парадоксально, он обоим пошёл на пользу - Розанова это подтолкнёт к созданию теории перестройки всей народной школы, для Пришвина же исключение из гимназии, стало событием, которое, по его словам, "определило меня... как искателя добрых человеческих отношений или как гражданина".
Своего учителя и его роль в собственном становлении он будет ценить до последних дней и своё место в литературе определит так: «Розанов - послесловие русской литературы, я - бесплатное приложение. И всё…». К себе Пришвин всегда относился довольно критично).

Учёба, тюрьма и работа

Пришвин оканчивает Тюменское реальное училище и возвращается в Елабугу. Он сдаёт экстерном экзамены за полный курс гимназии, после чего поступает учиться в техникум на агронома.
Правда, из техникума его отчислят за связь с соц-дем. организацией и перевод книги А. Бебеля «Женщина и социализм».
Отсидев год в тюрьме и вернувшись на волю, Пришвин попытался восстановиться в техникуме, но получил отказ. Мать настояла, чтобы он уехал учиться в Германию.

Закончив учёбу в Лейпцигском университете, будущий писатель возвращается на родину, имея диплом инженера-землеустроителя и работает агрономом на разных хуторах и на опытной станции.
Всё это время он пишет рассказы и в 1905 г меняет работу агронома на корреспондента газеты.
Как корреспондент Пришвин много путешествует и много пишет, в разных издательствах начинают выходить его рассказы и путевые очерки. Во время Первой мировой войны Пришвин работает военным корреспондентом.

"Дело зверя во имя человека"

Наступил 17-й год, Пришвин в это время живёт и работает в Петрограде. Он не принимает большевиков и революцию и публикует в газете партии эсеров статью про Ленина «Убивец!». Его арестовывают, держат в пересыльной тюрьме, потом отпускают. Пришвин пишет:
«Можно теперь сказать так: старая государственная власть была делом зверя во имя Божие, а новая власть является делом того же зверя во имя Человека. Насилие над обществом совершается в одинаковой мере, только меняются принципы и имена: на скрижалях было написано слово „Бог“, теперь „Человек“».

Во избежание арестов Пришвин уезжает из Петрограда к себе в имение, в деревню, и занимается там крестьянским трудом. В 1918-м имение у него реквизируют и он работает в селе библиотекарем, а затем учителем географии всё в той же (из которой когда-то он был отчислен) Елецкой, теперь уже бывшей, гимназии.
От реальности Пришвин спасается литературой и полностью уходит в своё писательство и лес...
(из дневника) "..на рассвете вышла прекрасная гроза и пролил хороший дождь. Такого мая давно не бывало, и только на Святой неделе мог выйти такой май, как будто Бог простил советскую власть..."
..."Возможно ли найти ключ к замку от таинственной двери, за которой каждый хочет делать сам то, что надо для всех?.."
Его принимают в Союз писателей, он ездит по стране и пишет очерки и рассказы, подвергается цензуре, многое у него не печатают. Но сказки и рассказы для детей в издательстве выходят.

Ксантиппа

С личным счастьем у Пришвина тоже всё было непросто: после неудачного романа в молодости он долго не может забыть свою возлюбленную, винит во всём себя («К той, которую я когда-то любил, я предъявлял требования, которые она не могла выполнить. Я не мог унизить ее животным чувством - в этом было мое безумие. А ей хотелось обыкновенного замужества. Узел завязался надо мной на всю жизнь» - пишет он в дневнике) и спустя годы Пришвин женился на крестьянке с ребёнком, сбежавшей от мужа-тирана, - жалея её и опять же испытывая чувство вины всей интеллигенции перед всем простым народом.

Жена его Фрося была человеком не только малообразованным, но ещё и обладала тяжёлым и вздорным характером. «Фрося превратилась в злейшую Ксантиппу», - писал Пришвин в своем дневнике...
У них родилось четверо детей, двое из которых умерли в детстве. Пришвин обеспечивал семью всем нужным, но от склок и непонимания сходил с ума и болел, хотя жили они с женой уже отдельно.
Ему было уже немало лет, но он продолжал жить мечтой о настоящем чувстве, о взаимности и "своём человеке"

"Приди!.."

В дневнике он пишет: «Как все великие однолюбы, я все-таки её ждал, и она постоянно приходила ко мне во сне. Очень много лет спустя я понял, что у поэтов она называется Музой».

...1 января в Новый 1940-й год сын Лёва зажёг "щепочку исполнения желаний" и, пока она горела, каждый в семье загадывал желание.
Пришвин записывает:
«Мгновенно пронеслось во мне через все годы одно-единственное желание прихода друга... Страстная жажда его сопровождалась по временам приступами такой отчаянной тоски, что я выходил на улицу совсем как
пьяный, в этом состоянии меня тянуло нечаянно броситься под трамвай. В лесу во время приступа спешил с охоты домой, чтобы отстранить от себя искушение близости ружья.
Нередко, как магическое слово, заговор против охватывающей меня не своей воли, я вслух произносил неведомому другу: „Приди!“...
Тоска стала так меня донимать, что я заподозрил болезнь в себе вроде тайного рака и даже обращался к докторам».

Он был услышан. И уже 16 января писатель встретился с той, с которой проживёт отпущенные счастливые годы вплоть до своей смерти.
Ему было 67, ей 41. Она нанялась к нему на работу секретарём, - у него как раз шла работа над Дневниками. Звали её Валерия Лебедева.

Институт, тюрьма, ссылка

Валерия Дмитриевна была не только красива и хорошо образована (закончила московский Институт Слова, где преподавал известный философ Ильин, ходила на лекции Н.А. Бердяева, который бесплатно читал всем желающим курс философии религии в бывшем особняке
Олсуфьевых, уже покинутом хозяевами. А с А.Ф. Лосевым дружила и общалась всю жизнь), но и прошла немало испытаний.
Отец её был расстрелян большевиками в 1918-м, возлюбленного расстреляли тоже. Она была замужем, но неудачно, прошла тюрьму и ссылку в Сибирь "за религиозное мировоззрение". После возвращения из ссылки была "неблагонадёжной" и жила в Москве нелегально, живя то у друзей, то, боясь их подставить, на вокзале, работая и скрывая судимость...

"Я постараюсь быть лучше себя.."

...Жена Фрося писала жалобы на мужа, негодовала и не хотела давать развод. Но после того, как Пришвин отписал ей свою московскую квартиру, оставила влюблённых в покое.
С Валерией ("Лялей" ) они поселились на даче в Дунино, которую сами и отстроили.
«Я с постели тихонько перебрался на пол, босыми ногами ушел в кухню и там сидел до утра на стуле, и встретил рассвет, и понял на рассвете, что Бог создал меня самым счастливым человеком и поручил мне прославить любовь на земле» (М. Пришвин «Мы с тобой: Дневник Любви»).

Они прожили вместе 13 лет, умер Пришвин в свой любимый день - 16 января - в день их встречи.
«Первое трудное дело в жизни - это жениться счастливо, второе, ещё более трудное - счастливо умереть» - записал он незадолго до смерти. И ещё он писал ей: "Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня - я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя".
Валерия Дмитриевна остаток своей жизни посвятила памяти своего мужа, написала о нём несколько книг и была бессменным руководителем его музея.

Пришвин и "природа вещей"

Много лет М.М. Пришвин увлекался фотографией, снимая аппаратом Лейка. Он пишет дневники и делает фотографии, создавая свою летопись времени...
«Проявляется изображение на плёнке, и часто это так происходит... будто глаза открываются всё шире и шире… Диво!
Вышло совсем не так, как снимал. Откуда же это взялось?
Раз уж сам не заметил, когда снимал, значит, оно само по себе и существует в «природе вещей»… - писал в своих дневниках Михаил Пришвин.

Писатель увлёкся фотографией во время путешествия на Север в 1906 году. Первые снимки он сделал с помощью фотоаппарата, одолженного у случайного попутчика. Первая его книга «В краю непуганых птиц» проиллюстрирована его собственными фотографиями.
Впоследствии он вспоминал, как издатель, рассматривая эти снимки, поинтересовался, не художник ли он. В 1925 году Пришвин купил себе Лейку и с тех пор не расставался с ним ни в каких поездках.
.......









1931 год. Из серии «Дальний Восток»







1936 год. Из серии «Кабарда»



М. Пришвин. Фотографии и дневники



1930 год. Из серии «Колокола. Сергиев Посад».



"Февраль. Мороз и ветер. Дома сидел. Трагедия с колоколом потому трагедия, что очень все близко к самому человеку: правда, колокол, хотя бы Годунов, был как бы личным явлением меди, то была просто медь, масса, а то вот эта масса представлена формой звучащей, прямо скажем, личностью, единственным в мире колоколом Годуновым, ныне обратно возвращенной в природный сплав. Не и то бы ничего, - это есть в мире, бывает даже цивилизованный народы сплавляются. Страшно в этом некое принципиальное равнодушие к форме личного бытия: служила медь колоколом, а теперь потребовалось - и будет подшипником".



9 января 1930 года.
«Внутри колокола полно ребятами, с утра до ночи колокол звонит».



Михаил Пришвин, Валерия Дмитриевна

память, великие

Previous post Next post
Up