Рассказала подросткам на уроке притчу, как в одной деревне кто-то отравил воду в колодце, и все жители напились этой воды и сошли с ума. И только один человек не стал пить эту воду: от увиденного он пришёл в ужас и бегал по деревне, пытаясь остановить безумие, и кричал: «Не пейте из колодца, вода отравлена!» Но люди не хотели его слушать, ведь это же был свой колодец, из которого они пили много лет - разве может от него исходить опасность?
Все кругом веселились и творили, что хотели, а человек смотрел на это безумие и бегал от одного дома к другому, но везде была похожая картина…
- Пока не буду говорить, чем заканчивается эта притча. - сказала я. - А какой выход из ситуации для этого человека предложили бы вы?
Первое предложение было уйти в другую деревню.
- Он попробовал уйти, но там было то же самое. - говорю я.
Дети задумались.
- Что происходило с человеком сначала? - спрашиваю.
- Он был возмущён и не хотел принимать происходящее. - отвечают подростки.
- Ну то есть фаза отрицания. Потом?
- Потом он пытался повлиять на жителей.
- Ну да, он хотел исправить ситуацию, но понял, что это бесполезно. - киваю я.
- Потом он бежит из деревни. - продолжают дети.
- Ну то есть уход от ситуации, всё так. - соглашаюсь я. - Но только и это ничего не решает.
- Может, ему уехать ещё дальше?.. - размышляют дети.
- Нет возможности, не на чем. - говорю я.
- Тогда идти, куда глаза глядят?
- Как вариант. Но только он не знает дороги и идти так далеко, что можно умереть в пути, так никуда и не дойдя.
- Ну, тогда… - говорит одна девочка, - выход только один: выпить этой воды и стать таким же, как все.
- Ну да, именно так и заканчивается притча - смирением с ситуацией. - говорю я. - В конце концов этот человек теряет силы, впадает в депрессию и кончает с прежним собой, выпивая отравленную воду. И становится таким же сумасшедшим, как все.
- Как-то плохо всё заканчивается… - протягивают дети.
- У ада много лиц
и много воплощений. - говорю я. - Одно из самых тяжёлых - когда ты остаёшься один
- Неужели нельзя ничего больше сделать, чтобы не сдаваться? - спрашивают подростки.
- Подумайте.
- Я бы ушёл глубоко в лес и вырыл свой колодец. - сказал С. - Но одному жить невозможно, поэтому людей необходимо снова сделать нормальными. Им нужно запретить пить эту воду. И давать чистую.
- Каким образом? Им нравится отравленная.
- Нужно сделать так, чтобы они меня слушались.
- Как?
- А, может быть, для их же спасения и чтобы они стали послушными, нужно кого-нибудь из них убить? Ну, чтобы все остальные боялись? - предложила П.
- Ну тогда ты уже становишься преступником и убийцей. - отвечаю я. - А это тоже одна из сторон сумасшествия. Так ты никого не спасёшь и себя погубишь.
- Ну да… - соглашается П.
- Ну то есть если их запугать, связать и заставлять насильно пить другую воду, то я уже превращаюсь в диктатора? - спрашивает С.
- Если через насилие и жертвы, то да.
- Тогда я так не хочу. - говорит С.
- А я думаю, что нужно вырыть колодец. - сказала Н. - В любом случае нужно вырыть новый колодец. С чистой водой.
И каждый день подводить к нему кого-нибудь из жителей и поить из него.
Не насильно, а искренне желая ему только хорошее.
А отравленный колодец завалить.
Жители проснуться утром, а отравленного колодца нет, есть только чистый.
И тогда уже все будут пить только из чистого колодца.
И постепенно люди выздоровеют и снова вернуться в разум…
И все подростки сказали «да!» и обрадовались, что жители деревни будут спасены.
- Да, видимо, это самый лучший выход и есть. - согласилась я. - И чтобы в итоге все были спасены. Я рада, что выход найден…
Не забывайте об этой притче.