13 марта - День Рождения Григория Соломоновича Померанца, философа, культуролога, писателя, автора 32 книг ("Великие религии мира", "Записки гадкого утенка", "Встречи с Достоевским", "Собирание себя", "Следствие ведет каторжанка" и др.)
Он родился в Литве в 1918 г. в семье бухгалтера и актрисы. Когда ему исполнилось семь лет, семья переехала в Москву. В 1930-м мать получает работу в еврейском театре в Киеве и сын остаётся с отцом, но его почти не видит.
«С 12 лет я учился жить, опираясь только на самого себя…
Я сам решал, что хорошо и что плохо. Это было не по силам моему слабому духу, но в конце концов он окреп. Я вырос человеком воздуха - без почвы, традиций и без тоски по ним».
В 1940 году Г. Померанц закончил московский институт философии и начал преподавать в Тульском пединституте, а с началом войны в 41-м записывается добровольцем на фронт. Но из-за плохого зрения берут его не сразу.
В октябре 41-го он всё-таки попадает на фронт, а в 42-м с контузией - в медсанбат, откуда опять же, подлечившись, возвращается в дивизию, но из-за хромоты его зачисляют в дивизионную газету. Дивизия в это время воевала под Сталинградом - здесь же Померанц вступает в партию, из которой будет исключён в декабре 1945 года «за антисоветские разговоры».
После окончания войны Померанц возвращается в Москву и работает в «Союзпечати». В 1949 году его арестовывают по обвинению в антисоветской деятельности и дают 5 лет лагерей.
(- Как Вы там выжили?.. - спросили его спустя годы.
- Я над бараками видел Бога. - ответил Григорий Соломонович)
Освободившись в 1953 году Померанц три года работает учителем в Краснодарском крае, а после реабилитации в 1956 году возвращается в Москву.
Дважды он пытался защитить диссертацию: первый раз его диссертация по произведениям Достоевского была ликвидирована после ареста в 1949 году.
Вторая - «Некоторые течения восточного религиозного нигилизма» - была написана Померанцем в 1968 году, но защита не состоялась в связи с тем, что он поставил свою подпись в защиту участников демонстрации 25 августа 1968 года против введения войск в Чехословакию (позднее эту рукопись диссертации Андрей Тарковский использовал при работе над «Сталкером»).
«Я не боюсь потеряться, переступив через рамки
вероисповеданий и национальных пристрастий. Я
остаюсь самим собой, о чём бы ни писал… Почва для
меня внутри, она не может быть ничем внешним»
(Г.Померанц)
Вместе со своей женой Зинаидой Миркиной Померанц вёл в Москве собственный религиозно-философский семинар. Его лекции высоко ценил академик Сахаров: «Померанц - человек редкой независимости, честности и целеустремленности» - писал о нём Андрей Дмитриевич.
Одно из самых цитируемых высказываний Померанца - о ведении полемики:
«Только в 1970 году, вдумываясь, почему Достоевский мало кого убедил своими «Бесами», я сформулировал догмат полемики: «Дьявол начинается с пены на губах ангела... Всё рассыпается в прах, и люди, и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и потому зло на земле не имеет конца». В полемике 70-х годов я упорно, в мучительной борьбе с собой, смахивал с губ эту пену и сформулировал второй догмат: «Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создаёт цивилизацию».
Григорий Померанц прожил 94 года, в конце жизни он писал:
«Я был счастлив по дороге на фронт, с плечами и боками, отбитыми снаряжением, и с одним сухарем в желудке, потому что светило февральское солнце и сосны пахли смолой. Счастлив шагать поверх страха в бою. Счастлив в лагере, когда раскрывались белые ночи. И сейчас, в старости, я счастливей, чем в юности. Хотя хватает болезней и бед. Я счастлив с пером в руках, счастлив, глядя на дерево, и счастлив в любви».
………
«…Жизнь представляется мне скрипучей пластинкой. Некоторые слышат скрип сквозь музыку, другие сквозь скрип слышат музыку…»
……..
«Наивно представлять, что добро и зло идут друг на друга, как два войска с развернутыми знаменами. На самом деле добро не воюет и не побеждает. Оно светит на всех и охотнее держится на стороне побежденных. А то, что воюет, всегда причастно злу…»
(Григорий Померанц)