Mar 23, 2021 21:19
Прочитала роман «Женщины Лазаря» Марины Степновой, получивший премию «Большая книга». Не помню, кто порекомендовал.
Впечатления сложные.
Начинаешь читать с интересом, но затем возникает всё больше вопросов. И я понимаю свою сестру, которая бросила читать книгу на середине, хотя она читатель-читатель даже больше, чем я (у меня со временем хуже). Я не бросила, дочитала.
…У кого-то из великих спросили, что важнее: КАК написано, или О ЧЁМ?
И он ответил: «Важно, КЕМ».
Вот не соглашусь.
Не всегда мне интересно, кем книга написана. И, кстати, сама Степнова, судя по интервью с ней, человек хороший и интересный. И писатель она, безусловно, талантливый (иногда, правда, мне мешала перегрузка текста образами, метафорами и литературными витиеватостями), но и это не главное. Один из основных вопросов для меня - ЗАЧЕМ это написано и что это даст моей душе. И вот с этим, с моей точки зрения, в данном случае проблема.
Сама Степнова говорит, что ей хотелось создать образ гения и рассмотреть его со всех сторон. И второе - рассказать о любви во всех её проявлениях.
И ни того, ни другого я не увидела.
Гениальный физик и "атомный" академик Лазарь Линдт, всю жизнь платонически влюблённый в чужую жену, на старости лет в порыве страсти женится на молоденькой девушке Гале, которую от старика тошнит на палубу и вообще она его ненавидит. С момента замужества Галя начинает ненавидеть всех и даже родителей. И даже ребёнка, которого рожает от Линдта.
Бросает жениха и соглашается выйти замуж она из страха (слуга Линдта её запугал, что если не согласится, то влиятельный учёный от них от всех мокрое место оставит). Но на дворе уже 1959 год и начинается время оттепели. Сама Галя была любимой дочкой в семье, времена репрессий прошли - ну с очень большим трудом верится, что в реальности положительная девушка, любящая другого, не попыталась бы дедушке хоть что-то объяснить, а просто пошла с рыданиями на заклание.
Психологически плохо обосновано и то, каким образом всю жизнь любимая семьёй и всеми девушка за короткое время превращается в монстра, возненавидевшего и своих родителей, и всех? ..
А некогда благородный и симпатичный читателю Линд становится похотливым маньяком - автор, я вас умоляю - где тут любовь?..
Ничего человеческого, одно нездоровье.
Появившийся на свет сын эту пару не интересует вовсе, но он как-то вырастает в приличного человека, женится, рождается дочь Лида - всё ок, все друг друга прям любят-любят, но тут… автору понадобилось убрать этих двоих, чтобы не мешали сюжету. Жена сына гибнет, сын кончает с собой. Красавчик вообще - нафиг дочь, пойду повешусь.
Это О ЛЮБВИ?.. Нет, это о болезненной зависимости: я люблю только то, что попадает в тень моей любимой, а если её нет, то застрелитесь все, я первый.
Девочка попадает к бабушке с дедушкой, Линдт умирает от старческой болезни, девочку контролирует и содержит тот самый монстр Галя, бабушка уже. Девочка вырастает без любви, объятий и нежности трепетным цветком и гениальной балериной (внимание!) ненавидящей балет.
Опять несвязуха.
Невозможно ничего добиться в деле, которое ты не любишь. Невозможно стать гением в сфере, которую ты ненавидишь.
Сама психосоматика будет противиться этому.
С детства Лида не знает радости и пашет как проклятая, чтобы стать хорошей балериной. (Читать у Степновой о балете и страшно, и больно: вот тут действительно жесть и настоящая реальность. И, прочитав такое, я бы никогда не отдала своих детей и внуков в балет, упаси боже).
В итоге девочке дают танцевать Жизель (!) и приглашают в Большой, в Москву (!) Мечта всех балерин!.. Но нет, мы ТАК не хотим в балет и Большой театр, что режем себе вены.
Дальше придумка с «тем светом» и возвращение девицы на землю, где её встречает любящий муж (которого она не любит, но уважает, а любит она ДОМ мужа, где и хочет остаться до конца дней своих)…
Вот такая в романе любовь-морковь, которая вовсе не любовь, а бесконечные болезненные отношения.
Теперь что касается образа гения.
Образ этот - тоже выдумка автора, фантазии это всё.
Линд на протяжении 20 лет пылает страстью к ненавидящей его Гале и практически посвящает ей свою жизнь.
Но у гениев так НЕ БЫВАЕТ.
Гении себе не принадлежат, они одержимы своей задачей продвинуть мир на шаг дальше. Сколько я читала про гениев и вообще интересовалась этим вопросом - не ОНИ подчинены кому-то, а ИМ подчиняются те, кто рядом, и жёны у них всегда (если есть) - соратницы, которые служат им, гениальным.
Здесь же старик Линд носится со своей страстью, как ошпаренный, и отныне жизнь свою посвящает ей, причём используя её только для одной цели.
Вот такие страсти-мордасти, но страсть, это составляющая любви, любовь не держится на одной страсти, тем более у очень пожилого человека. Да и вообще… а поговорить?...
И не будет подобным образом вести себя гений, он гениальностью своей ударенный, есть ли у гениев время завоёвывать сердца не образованных и духовно далёких от них кукол?
Нет, опять же, не верю.
Заканчивается роман оптимистично: внучка Линда не будет гениальной балериной, она обретёт своё счастье в семейных радостях.
И тут, как читатель, я не жажду продолжения, а хочу спросить: я вот эту болезненную во всех смыслах историю зачем прочитала? И что я вынесла-то, какую мысль и идею?.. Ну, разве что, почерпнула страшных знаний о балете (слышала раньше, но не заостряла на этом внимания, теперь вот заострила). Ну и ВСЁ, пожалуй.
Поэтому сами решайте, читать вам эту книгу или нет. Рекомендовать не берусь, но написано действительно талантливо.
впечатления,
книга