эксперимент

Jan 10, 2021 16:07

Мы говорим какие-то слова, усваиваем какие-то истины, понятия, и даже как будто бы что-то знаем… но со школьной скамьи нас приучают скользить по поверхности, не вникать, не искать смыслы - просто выучи и сдай экзамен - это самое простое, ведь всё давно уже «так и так», твоё дело вписаться в это «так», в этот ритм и такт - остальное жизнь подскажет…

Вот ЕГЭ по обществознанию, Бердяев (Бердяев!! - в советское время статью запрещённого Бердяева я переписывала от руки с истрёпанных распечаток, попавших ко мне невесть откуда) - спрашиваю у подростков, как они понимают это его высказывание:
«Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». Отвечают правильно, ну тут всё на поверхности, кроме… «окончательно превратиться»… - выходит, жизнь и так превращена в ад, просто ещё не окончательный?
Что, в сущности, первично: человек и его внутренний мир, его убеждения, - или государство (то есть власть), выстраивающее человека под себя и диктующее ему и образ мыслей, и поведенческие нормы?

- А что, образ мыслей человека может измениться под давлением государства? - звучит вопрос.
- Я расскажу вам об одном эксперименте. - говорю я.- Это очень мощный и показательный эксперимент. В 1971 году его проводил американский психолог Филипп Зимбардо на базе кафедры психологии Стенфорда.

Участников эксперимента набрали по объявлению в газете, отозвались в основном студенты колледжей, оплата была 15 дол. в день. Далее парней случайным образом поделили на «заключенных» и «охранников». Лаборант-старшекурсник кафедры был назначен «надзирателем», а сам Зимбардо - управляющим.
Охранников переодели в форму цвета «хаки» и дали им дубинки. Так же обязательной деталью униформы были тёмные очки, за которыми было не видно глаз (это важно!)
В отличие от заключенных, охранники должны были работать по сменам и возвращаться домой в выходные (хотя впоследствии многие участвовали в неоплаченных сверхурочных дежурствах).

Заключённых одели в х-б халаты без нижнего белья и резиновые шлёпанцы. Вместо имён им были присвоены номера, которые пришивались на их униформы, а ещё им надели туго сидящие колготки на голову, чтобы изобразить бритые головы. На их лодыжки была прицеплена небольшая цепь.
Установка для охранников была такая: создать в заключенных чувство тоски и страха, ощущение произвола и того, что их жизнь полностью контролируется системой и охраной. Главная задача - разными способами отнять их индивидуальность и создать в них чувство бессилия. Не допускалось только избиение.
Итак, в день начала эксперимента «заключённых» обвинили в вооруженном ограблении, они были арестованы полицейским департаментом Пало Альто (который участвовал в этой стадии эксперимента) и доставлены в условную тюрьму, где прошли полную процедуру полицейского осмотра. Затем им приказали раздеться догола, «очистили от вшей» и присвоили каждому свой номер.

Ход эксперимента

Первый день прошёл относительно спокойно, но уже на второй вспыхнул бунт. Охранники добровольно вышли на сверхурочную работу и без руководства со стороны исследователей подавляли мятеж, нападая на заключенных с огнетушителями. Затем охранники разделили заключенных на «хороший» и «плохой» корпусы, чтобы их стравить, и внушили им, что в их рядах есть «информаторы». Эти меры возымели эффект и в дальнейшем бунтов не происходило.

Охранники изводили заключенных морально и подвергали физическим наказаниям: в частности, заставляли подолгу совершать физические упражнения и чистить туалеты голыми руками. Часто им отказывали в еде. Из «плохой» камеры убрали матрацы и заключенным пришлось спать на непокрытом бетонном полу.
Право помыться стало привилегией, в которой заключённым часто отказывали.
В ходе эксперимента несколько «охранников» всё больше и больше превращались в садистов - экспериментаторы утверждали, что примерно каждый третий охранник показывал настоящие садистские наклонности. Многие «охранники» расстроились, когда эксперимент был прерван раньше времени.

Для заключённых же спутанное мышление и слёзы стали обычным делом. Двое из них испытали такой сильный шок, что их вывели из эксперимента и заменили.
Один из заключенных (№ 416), которой был взят на замену, пришёл в ужас от обращения охранников и объявил голодовку. Тогда его заперли на три часа в тесном чулане для одиночного заключения. В это время охранники заставляли его держать в руках сосиски, которые он отказывался есть. Охранники предложили другим заключенным выбор: или они откажутся от одеял, или № 416 проведет в одиночном заключении всю ночь. Заключенные предпочли спать под одеялами…

Прекращение эксперимента

Зимбардо решил прекратить эксперимент раньше времени, когда Кристина Маслач, студентка, выразила протест против устрашающих условий тюрьмы после проведённых бесед с заключёнными. Из всех пятидесяти свидетелей эксперимента только она поставила вопрос о его соответствии морали. Хотя эксперимент был рассчитан на две недели, через шесть дней он был прекращен.

Результаты

Зимбардо удалось создать для участников такие условия, где «власть» чувствовала себя безнаказанной, а заключённые были полностью дезориентированы, потеряли чувство реальности и своей самоидентификации. Заключенные испытывали садистское и оскорбительное обращение со стороны охранников и к концу у многих из них наблюдалось сильное эмоциональное расстройство. Эксперимент быстро вышел из-под контроля…
.....

- Как это может быть?.. - спросила Л. после общей паузы. - Заключённые же могли отказаться от эксперимента! А охранники? Они нормальные вообще?..
- То-то и оно, что за очень короткое время у ребят буквально поменялась психология: одни стали жертвами, другие - садистами. Спустя два месяца, когда они пришли в себя, их свели снова, чтобы они поговорили друг с другом. Вот, послушайте отрывки из их признаний:

признания

Заключенный №416.
«Я чувствовал, что начинаю терять индивидуальность. Я стал “пластилиновым” человеком. Человеком, который захотел добровольно оказаться в этой тюрьме…»

Лже-охранник:
«Мне действительно казалось, что я неспособен на такое поведение. Я был поражён и даже шокирован тем, что я мог это совершить. Я смог сделать то, что было совершенно нехарактерным для меня. То, о совершении чего я не мог помыслить. Когда я делал это, я не чувствовал сожаления или вины. Только уже после, когда я начал размышлять на эту тему, я понял, что это начала доминировать та часть меня, которую я в себе раньше не замечал».

Лже-охранник-2:
«Тебе дана форма, тебе дана роль. Точнее говоря, работа. Например, твоя работа - следить, чтобы все оставались лежать на полу. Ты уже другой человек, в новой роли. Должен строго следовать правилам. И на самом деле ты становишься этим новым человеком. Когда ты надеваешь эту форму, берешь дубинку и надеваешь темные очки - это твой костюм и ты должен соответствовать, надевая все это».

Выдержки из разговора "Заключенного" и "Охранника" Стэнфордского эксперимента:

З. - Это причинило мне вред! Это до сих пор причиняет мне вред!

О. - Как именно? Просто пониманием того, что люди могут быть такими?

З. - Да, это дало мне новый опыт, который я ранее не испытывал. Я читал об этом, много читал. Но я никогда не испытывал этого сам. Но я же знал, что ты хороший парень!

О. - Просто никто не приказал мне остановиться… Никто не сказал: “Ты не вправе делать такое”. Все просто воспринимали это, как должное. Им просто приказывают, они соглашаются. Не задают вопросов. Они (заключенные), вроде как, должны были держаться вместе, быть как единое целое, но они оскорбляли друг друга лишь потому, что я приказывал им. Они не ставили под сомнение мой авторитет. Почему, когда я отдавал эти позорные приказы, никто из вас и слова не сказал против??..

Выводы

…- Ну вот… - говорю я подросткам. - Выводы можете сделать сами. Кто тут хороший, кто плохой? Их нет. Все, в сущности, обычные люди, не совершавшие в своей обыденной жизни ничего дурного.
- Я бы не смог участвовать в таком… - говорит после паузы М.
- Большинство людей не знает, на что оно способно, если их поставят в определённые условия. - говорю я.- Государство должно не только сдерживать звериную сущность человека законом, но ещё и воспитывать, ориентировать его на нравственные установки в сторону милосердия и добра.

- То есть дай человеку волю, и он пойдёт всё громить?

- Дай человеку безраздельную и безнравственную власть, и он превратиться в преступника и садиста. Не каждый, конечно. В мире есть какой-то процент гуманистов и просто думающих людей, которые не пойдут на преступление, даже если им заплатят. Но в большинстве своём человек управляем и подчиняется тому, что ему диктуют «сверху». Именно на этом и стоят все тоталитарные режимы. Одну часть населения власть запугивает, другую - убеждает в своей правоте. Эксперимент доказывает, что большинство людей живёт всё-таки не своим умом.

- Социум первичен?..

- Если из человека вытягивать негатив и провоцировать на негатив, он будет им явлен и оправдан. Повторюсь, что это будет не с каждым - но, к сожалению, с большинством. Я читала про одну женщину, прошедшую немецкий конц.лагерь. Она говорила, что никогда не простит фашистам той правды, которую она узнала про себя в этом лагере - на какие мысли и действия она, оказывается, была способна. И только выйдя из лагеря она осознала это и устыдилась самоё себя, а ведь её никто ни в чём не обвинял - никто бы не хотел оказаться в тех условиях. Но зло порождает зло, понимаете?

- А противостоять?..

- Можно. И нужно. Но и знать - нужно. Скажите, были у вас в жизни примеры такого, когда один человек под давлением обстоятельств кардинально менялся?
- Да. - отвечает М., подумав. - У нас в школе один парень, чтобы выслужится (я так поняла, чтобы выдвинуться в правление) совершил подлость по-отношению к своим одноклассникам.
- Он достиг своей цели?
- Да.
- Мда... - задумчиво ответила я. - Так рано начинать карьеру… далеко пойдёт… Видите, кто-то и без всякого прессинга готов на подлость.
- Мы с ним не общаемся.
- Вы в данном случае - народ. А «власть» его поддерживает. Вот и делайте выводы.

(фрагмент занятия с подростками 9-11 кл)


дети, работа, история, размышления, жизнь

Previous post Next post
Up