Когда талантливый мастер - будь то художник, писатель или режиссёр - являет миру какое-то своё произведение, то это никогда не бывает просто так, чтобы время занять. Режиссёр вообще никогда не будет говорить или снимать о сиюминутном: фильмы делаются долго, вынашиваются, кристаллизуются - это прежде всего внутренняя работа не одного года жизни.
О фильме «Одесса» вал отрицательных отзывов, люди не понимают, зачем это всё - их не развлекли и не показали им ни весёлой всеми любимой Одессы, ни страшной холеры - и о чём пытался сказать и предупредить режиссёр, для большинства оказалось непонятным и малоинтересным.
Я не могу сказать, что расшифровала все режиссёрские метафоры, скажу только о своих ощущениях.
У меня возникла отдалённая ассоциация с Чеховым, как ни странно. Вот живут в одном доме люди, каждый о своём, никто никого по большому счёту не любит и не задумывается над этим. Практически все мертвы, кроме детей: выполняют какие-то функции, едят, ругаются, ходят по кругу в своих тупиках. Рядом гуляет смерть, кого-то хоронят, но это в людях не меняет ничего, мало того - глава семьи и сам пытается умереть, да не получилось.
И вот этот вечный вопрос, внутренний, неизменный: а ЗАЧЕМ это всё, собственно, вот ты живёшь свою жизнь, функционируешь, рожаешь детей, куда-то едешь или не едешь никуда - оно это всё для чего, для какой-такой высшей цели, да и где она, если в душе нет любви, вернее, она есть, но так глубоко, что её почти не видно?..
Борис, герой, которого играет Цыганков, взрывается в конце монологом: «Потому что я мёртв!» Девочка неполных 16 лет на время возвращает его к жизни, рядом с ней он начинает чувствовать мир по-другому - но и то, там, глубоко внутри, еле-еле осознавая это. И тут не нужно продолжений - с собой он её не возьмёт и жить с ней не станет. Нужно только одно понимание: что ты ещё способен быть живым.
Холера в фильме - сильная составляющая всей этой экзистенции: в эпицентре смерти люди продолжают убивать друг друга, а не спасать. И, как и у Чехова - здесь нет ни хороших, ни плохих - это просто жизнь обычных людей, пытающихся выжить и держаться за своих партнёров - весьма странных и не очень удачливых.
Весь фильм пересказывать не буду, там много сюжетных линий, говорю о лично своём впечатлении.
Смерть рядом -- она запирает всех в одном доме - впрочем, за деньги можно попасть на весёлый теплоход, но ведь и там пир во время чумы, от себя-то не спасёшься. Но трансформация героев всё же происходит: отец соглашается подписать дочери документы на эмиграцию в Израиль, все криво-косо, но прощают друг друга, главный герой, чуть не потеряв сына, видимо, что-то окончательно поймёт про себя.
Спасение человека происходит всё-таки не от того, на сколько быстро победят холеру в городе - спасение прежде всего должно быть внутренним. Умереть можно от чего угодно - выпить заражённой воды, утонуть или попасть под раздачу властей. Важно - зачем ты здесь и куда идёшь вообще. Мне кажется, Тодоровский ставит именно такие вопросы.
В фильме, кстати, много воды. Вода - это символ очищения. И, видимо, не случайно главные герои в конце фильма оказываются в ней. Это кино, в общем-то, не о смерти - о жизни и вечных вопросах.