Бенефест (Фестиваль-Бенефис) - 2019

Jul 17, 2019 13:31

Дивная ночь и пирожное

Матрас лежал чуть под наклоном - не специально, так случилось. Поэтому ночью я скатилась к Чикиной, та встретилась носом со стенкой палатки и недовольно во сне забурчала.
«Замёрзла, наверное». - подумала заботливая я сквозь зыбкий утренний сон и прикрыла её сверху спальником.
Это я потом поняла, что ей было совсем не холодно. И пыталась отползать, но скатывалась опять…
Утром спрашиваю: - Ну как спалось?..
- Не будем вспоминать. - полуоткрыв глаза коротко буркнула Чикина и поползла на выход.
- Я спала в палатке с Маховой! - сказала она громко. - Это был АД.
- Неправда! - возмутилась я. - Я принесла тебе спальник!
- А я привезла тебе творожок!
- А я носила за тобой твои концертные ботинки!..
- Махова любит молочку. - строго сказала Чикина всем присутствующим. - Попрошу запомнить.

И тут на столах появилась волшебная каша, да-да, та самая «каша-пирожное», которой Женька Ланцберг однажды покорила наши сердца и желудки. Наступало утро пятницы.



Зачем нужен четверг

Ира Батанина сидела над списками выступающих, сверяла, сдвигала, шла всем навстречу и по пути медленно сходила с ума. Оксана всем светло улыбалась и что-то переставляла в программе и казалось, что трудностей и нет ни в чём - всё как-то склеивалось само. Дождь заводил свои песни, а затем рассеянно уходил в лес, сцены же тем временем работали и народ прибывал…
И по воде, и над водой корабль плыл, не уставая, и жизнь случилась здесь такая, как будто не было другой…

....

Вообще я много лет приезжала на Бенефест днём или утром в пятницу, но никогда в четверг - так получалось. В этот же раз мы договорились с Чикиной, что увидимся именно в четверг - в пятницу ей уже надо было к вечеру уезжать примерно в Воронеж. Она ехала электричкой, я на Маше Кочетковой и Саше Ларине (имеется в виду машина, - спасибо им за то, что подхватили и не бросили  А Серёге Рубашкину, что снял меня с поезда и отвёз на машине к Маше - с годами всё больше осознаёшь, что друзья, это наше всё).
На этом Бенефесте я поняла, что заезжать нужно всё-таки в четверг.
Во-первых, чтобы со всеми обняться и поговорить , очень мало дней, а тут выигрываешь ещё один. Во-вторых, уже в четверг начинаются очень интересные программы и концерты. Ну как бы я могла пропустить программу, посвящённую Лёне Альтшулеру, ушедшему от нас в 2018 году - нет, не могла бы.

Лёня

Романна, Гриша Певзнер и я сказали несколько слов, а потом был фильм, где Лёня пел, как будто бы был сейчас с нами. Да он и был, я думаю… Во время видео Саша Алексеев произносил "текст за кадром": отрывки из статей и переписки с Лёней об авторской песне и авторах - это было очень интересно. Саша Иванов потом сказал мне: «Надо же, я сам не один год думал над этой темой, что касается Дулова - а Леонид взял и так точно всё сформулировал! Мне жаль, что я был не знаком с этим человеком». И ещё Саша сказал важную вещь по поводу начала фильма-концерта - там Лёня не пел слов, а просто озвучивал свою музыкальную тему голосом. И не все поняли, зачем это было нужно и для чего это вставили в фильм. А Иванов понял. Он сказал:
- А вот вы можете на концерте взять, и сделать, как он? Я вот не могу. И другой бы не смог. А он - МОЖЕТ. Это говорит о его абсолютной внутренней свободе. Он необычный человек. Ирина Романовна права - космос.

Купила я ботиночки (с)

А ночью был концерт Чикиной, она себе ботинки со звёздами на Курском вокзале купила, концертные. Надо было показать людям ботинки-то. Ну и собою порадовать заодно. А мы с Наталюшей под Чикину да в таких ботиночках даже немножко сплясали.

Быть счастливым

А вы же знаете, я люблю Бенефест и каждый год пишу большой отчёт, делюсь счастьем. И каждый год счастья много, но на этот раз, мне кажется, были побиты все рекорды по концентрации радости на одном клочке земли (хотя я каждый год так думаю, и на этот раз так же думаю…)
Фестиваль был посвящён семье Ланцбергов: Володе, Романне, Жене, Нюше и Боре.

Вот они все



Ну и можно представить, СКОЛЬКО они собрали вокруг себя друзей. И лично для меня были совершенно неожиданные встречи, и совершенно счастливые.

Дальневосточники - это подарок и мне и всем. Они прекрасны, прекрасен их союз и ансамбль «Ключ», а десятилетняя дочка Олеси Потаповой Ариша просто всех покорила: как чисто, как удивительно артистично и вместе с тем искренне она поёт!..
/ Вообще не принято уходить от общей темы и отвлекаться на частности, но не могу не сказать: Олеся, это тот человек, о котором я думаю часто, и думаю , как можно было бы хоть немного облегчить ей жизнь - но по всем ощущениям это она начинает помогать всем, кого видит - вот вы скажете, что нет таких людей на земле, а они ёлки есть…
Она говорит мне тихонько: - Я недавно встретила ребёнка в доме ребёнка, его надо спасать, мне бы хотелось его забрать… да мне вряд ли дадут в моё общежитие…
У неё их четверо, и только старшая Арина - её собственная. Одна малышка с диагнозом периодически гуляла в рюкзаке за её спиной, дома её ждут ещё два пацана. Олеся одна, в общаге, с не совсем здоровыми детьми, но с песнями и с «ключом» к счастью - и взгляд такой светлый, вы видели её взгляд?.. А вы вообще много видели на свете счастливых людей?.. Посмотрите на Олесю, на эту тоненькую, большеглазую девушку. Есть на Земле люди, которые прилетают к нам для того, чтобы научить нас быть счастливыми. И немного исправить мир. Олеся, я люблю тебя и восхищаюсь тобой, … да и как же мне, уезжая, не хотелось отпускать тебя из своих объятий… /



(Олеся и её дочка Арина)



Олеся с детьми

Про Москву

Встречаюсь на кухне с маленькой Иришкой, дочкой Жени Ланцберг, - привет, - говорю.
- Привет. - отвечает она. - А ты кто? Я тебя не помню.
Я представилась.
- Хорошо. - говорит она. - А ты в Москве живёшь?
Сели за стол к Мише Кинеру и Мише Кукулевичу.
- Нет, говорю, не в Москве.
- А вы были в Москве? - спрашивает Ириша у всех, сидящих рядом.
- Нет! - отвечаем мы хором. - Расскажи нам о Москве, какая она?
- Она такааая… - рассказывает ребёнок. - В ней есть крепость из стекла!
- Ух ты! - радуемся мы. - Из стекла!!..

Разговоры

...А Гриша Певзнер без работы не может, он или на мастерских, или на сцене, или лечит кого-нибудь - вот пойди и поймай его. Но удалось всё-таки и его, и других «немцев» послушать (были Мила и Саша Игошины), и даже ночью с Дрыгиной потрындеть, и даже попросить у доктора Городецкого прописать мне меня (и можно на его жилплощади), и побеседовать с Борей Шухманом о важном, и с Мишей Кинером обо всём и об образовании во Франции и о детях, и он купил для своей внучки мою книжку! - Миша, я нашла в и-нете книгу про деревья, которую ты мне посоветовал, ура.



(Боря и Миша Кинеры, у Миши подмышкой моя книжка)

…Говорим с Сашей Ивановым и Борей Шухманом, стоит ли приближаться к «великим». Саша отзывается со смехом:
- Я однажды приблизился к Щербакову. Сказал ему: «Я давний Ваш поклонник», на что он тут же спросил сосредоточенно: «С какого года?» И я замолчал в замешательстве, потому что не помнил никаких дат. И на этом наше общение было исчерпано.

Берг

А вот, кстати, о классиках - вряд ли кто будет спорить, что Берг (Володя Ланцберг) является классиком авторской песни и тоже велик. Но тут величие иное - то, что простых нет и все мы сложные, это понятно, но важно то, что Володя умел рассмотреть, расслышать каждого, находясь в бесконечном поиске вот этого самого важного: рассмотреть и услышать, и показать другим, и соединить всех со всеми, найти и перенести на свою поляну, в свой круг, в свою стихию - независимо от возраста, вероисповедания и места жительства. Берг был создатель, созидатель, творец - и в его ауру человек погружался практически сразу, и тут же становился со-творцом. О, я о Берге могу говорить долго, но это другая тема. Но этот фестиваль, и вся его семья, и пишущие творцы-скворцы его, и смешные златоглавые внуки - это всё продолжение той жизни, и укрепление её - в которой и надо жить, чтобы выжить.

«Откуда я взялся»

Коля и Сеня Якимовы были в этот раз без Жени, но совершенно чУдно спели песенку на мой стишок «Откуда я взялся?» («На берегу моря»). Это было трогательно до слёз, потом они повторяли её по просьбе Нюши - Роберт как раз качал их с Нюшей «золотого львёнка» на руках. Спасибо вам, Женя, Коля и Сеня за свет, за тепло, за точные ноты, угаданные вами.



(Коля и Сеня Якимовы поют свой "семейный гимн", как они говорят --
песенку "Откуда я взялся?")

Трам-там, ту-руру

Женя Слабиков, после выступления Коли и Сени, улыбаясь и глядя куда-то в облака, протягивает:
- Хорошая песня… А я вот на тебя всё собираюсь написать, но никак не соберусь, потому что очень ленив…
И вдруг, прислушиваясь к себе:
- Впрочем, нет.. Там-там, туру-ру… Вот так там будет, ступеньками. - объясняет он мне, напевая. - Туру-ру, там-там-там. Пойду-ка я на диктофон запишу, а то забуду. Считай, что написал я на тебя уже.

(о как же вы прекрасны, мои друзья-сказочники  )
…..

Разговариваем с Плотовым.
- Ветреный ты, Сергей. - резюмирую я, строго так. - Нужно работать над собой.
- Надо мной Время работает. - серьёзно отвечает Плотов, допивая чай.

Всё идёт по плану

Время над Плотовым работало вне расписаний, а вот обе сцены на поляне как раз наоборот: почти чётко и почти по расписанию, с простительными задержками: придерживаться расписания концертов, это есть уважение и к выступающим, и к зрителю - слава Богу, второй год всё идёт почти без накладок, спасибо Ире, Оксане и Маше (Азия +) На Азии в этот раз ночью Коля осуществил (если я его правильно поняла) задумку Серёжи Труханова с импровизационным музыкально-поэтическим батлом, или как это у них называлось - тут все выступающие порадовали, их было порядка 10 человек. Подхватывая тему друг у друга, они пели или читали отрывки из своих песен или стихотворений, по-очереди появляясь на сцене - это было весело и динамично. Так Лёха Бардин пересёкся с Гришей Певзнером, а Гриша с Колей, а Коля с Плотовым, а Плотов с Бахтиным, а Бахтин с Коломенским, а Коломенский с Волчкевичем и так далее… И спасибо звукооператорам обеих сцен - звук в этом году радовал своим постоянством.

Встречи

Самые неожиданные, кроме дальневосточников, это, конечно, Михаил Карпачёв, прилетевший в подмосковные леса из Иерусалима - он вообще был для меня много лет просто легендой «не отсюда», - а песни у него действительно здоровские, и сам он живой и не заматеревший. И неожиданным было появление на поляне Андрюши Скуратовича, которого я не видела лет 10 - спасибо ему, что решился приехать, и ребятам, которые помогли его из Минска привезти. А так же неожиданно упавшая из Израиля Ленка Лавитман, и ещё Михаил Кинер из Франции и Толя Литманович из Канады (и оба они увезли мои книжки). Вот. И ещё на Азии я встретилась с Юрой Бахтиным из Нью-Йорка, у которого есть песни на мои стихи, и он мне с ними подарил диск.

А ещё мне свои книжки подарили Миша Сипер (Израиль), Дима Коломенский (С-Петербург), Марина Дреганова (Харьков) и Танюша Дрыгина - обещаю, что всех прочитаю, я вообще люблю читать. И так же у меня теперь есть диски от Юры Бахтина, Нади Сосновской, ансамбля «Красотки» и «Рояль по кругу» от «Первого круга». Всех обязательно послушаю, я люблю слушать.
И ночью ещё чУдные мультфильмы были, их привезла Ира Литманович, божественный художник. И ещё альбом «22 троллейбус и другие этюды»» посмотрела и подержала в руках, о котором только читала в и-нете.



(подписываю книжку Толе Литмановичу)

А на поляне Азии ко мне подошла маленькая девочка с мамой, и девочка подарила мне шишку: «Это Вам за Карямбу» (имеется в виду мой стишок из детской книжки). Шишку я привезла с собой, вот такой у меня есть подарок.

…Но как же жаль, что так коротко всё и мало… Ну вот не ближний же путь завернуть и где-нибудь посидеть с Мишей Кукулевичем, послушать его песни и поговорить о разном… (кстати, к разговору о «великих» - Миша вспомнил, как он когда-то давно познакомился и встретился с Берестовым на полчаса, спел ему одну песню, ещё - и встреча продолжалась ДВЕНАДЦАТЬ часов - Берестов не отпускал Мишу и просил петь - он искренне интересовался чужим творчеством и внимательно слушал поэтов - похоже ведёт себя и Дмитрий Сухарев (как-то раз в ЦАПе была сильно удивлена, встретив его на своём концерте - а он не только всё выслушал, но ещё и книжку мне свою подарил). Среди поэтов и бардов, особенно сильно пожилых, это встречается довольно редко - имеется в виду интерес к кому-то, кроме себя.



(слушаем кого-то с Мишей Кукулевичем)

Молодцы и огурцы

Надя Сосновская с утра ушла за грибами, она молодец и огурец: и песен попела, и людей повидала, и для дома еду добыла. Приходит к обеду, раздаёт нам огурцы.
- О, да ты ещё и урожай где-то сняла! - радуюсь я. - Ушла за грибами, пришла с огурцами, волшебница!
- Да ещё и засолила их по дороге! - радуются барды.
А огурцы действительно были малосольные, а грибы откуда-то взялись на ужин, потому что время-то грибное, дождливое - и вот она, польза от дождей.

Дожить до ста

Лагерь ещё спит, 8 утра. Перед своей палаткой повернувшись к Мекке (ну я думаю, что именно к ней) делает Цигун дедушка Ленин (зачёркнуто) дедушка авторской песни Валентин Вихорев. Загляденье.
Говорю сонным бардам за завтраком:
- Хотите дожить до ста, берите пример с Вихорева: цигун, стакан горячей воды и минимум общения. Сделал зарядку, выпил воды, скрылся в палатке - и здоров. Пожалуй, буду брать с него пример.
- И когда начнёшь? - сочувственно спрашивает Ира Чечет.
- Уже начала. - говорю я. - Пойду выпью.
- А цигун? - настаивает Ира.
- Пока ограничусь горячей водой. - вздыхаю я. - С цигуном, меккой и минимумом общения с вами тут сложно….

Концерт в четверг

В четверг все пели по одной песне, Кинеры спели то, что я в душе заказала - «был-был да уехал», я эту песню услышала лет 20 с чем-то назад на Груше, запомнила и периодически к ней возвращалась внутри - так с ней и жила. И тут - вот.
У самой у меня не было гитары (её только в пятницу привезли) и Маши (она со своим альтом и пёсей Гришей тоже только в пятницу добралась).
- Прочитаю стих тогда. - говорю я Чикиной.
- Нет, уж лучше станцуй! - настаивает Чикина.
Пришлось станцевать под детский свой стишок. Было весело.

И тут ко мне подскочил детский поэт из Уфы Николай Грахов - искал своих. «Вы, - говорит, - стихи детские пишите? А давайте с вами стихи друг другу читать! Детские!» И прочитал сразу. Было весело.

Находки дня

Вроде немало я выступлений послушала, но вообще-то мало и далеко не всё. В «находках дня» по результатам мастерских выступила Марина Москалёва, поэт из Иванова, и довольно удачно. Ну и Капгера среди прочих конкурсантов наконец-то «нашли» - эта буря тоже вырвалась из кустов на сцену. Но вообще он, как образцово-показательный бард, помогал на кухне и чистил картошку, и воду носил вместе с Сашей Игошиным … Вот надо было Саше приехать из Дюссельдорфа, чтобы салатов наметать для поляны, покуда жена репетирует. Такие люди, такие люди…

Я в лесу, я радуюсь…

Сижу за столом, обедаю, и вдруг звонок телефонный, звонит наша завуч:
- Мария Юрьевна! - торжественно говорит мне она. - Принимайте книги, вам для ваших воспитанников книги привезли!
Борщ у меня в горле застрял и ложка из рук выпала.
- Я не могу сейчас ничего принять, я в лесу… - слабым голосом отвечаю я. - Я в отпуске, я обедаю…
- Ну тогда хоть порадуйтесь! - бодро говорит мне мой замечательный завуч.
- Я радуюсь!.. - отвечаю я в полном ощущении, что разговариваю с Альфа-Центаврой. Потому что в отпуске я о работе не думаю от слова вообще. Но действительно была рада.

Спасибо всем, мои дорогие

Отдельное спасибо нашей кухне, девочкам, кто готовил еду и кто помогал и дежурил - спасибо Женька, спасибо Алиса, спасибо всем! Спасибо ведущим сцен Ире Батаниной, Оксане Васильевой и Маше Штох, звукооператорам Славе Калике (Азия +) и Лёвке Кузнецову с Александром Солоповым (Главная сцена), спасибо Боре Ашкинадзе, Романне и всем организаторам фестиваля за слаженную работу и чёткость во всём, за спасение замерзающих, утопающих, недоедающих и переевших. И всей Детской Поющей Республике, и доктору Виктории Кушковой, что всегда рядом - когда она с нами, то как-то ничего не страшно. Спасибо Романне, Жене, Нюше и Боре за их таланты, за песни, за фильм, за программы и за их удивительный дар любить. Спасибо Саше Алексееву и Лёше Осокину за память и фильм о Лёне Альтшулере. Спасибо Серёже Тимофееву за программу по песням Сергея Труханова, спасибо Ире, Игорю и всему Гипериону за их работу и их программы, спасибо Плотову за Анну Каренину (мы плакали) и всё остальное. И я очень рада была повидаться… Нет. Начала было перечислять всех друзей, с кем я рада была повидаться и обняться на фестивале и все концерты, и всех, кому кричала «браво!», - но поняла, что не закончу этот пост до завтра. Поэтому просто скажу СПАСИБО сразу всем, ведь с большинством из вас я могу встретиться только здесь, раз в году. Но все вы живёте в моём сердце, всех люблю и жду каждый год встречи с вами.

(фото взяты со страниц друзей)



на концерте



Романна и Гриша Певзнер



Михаил Кинер, Борис Кинер



Маша Федотова дала мне собаку Гришу подержать, а сама отошла.
Гриша тут же понёсся под обеденный стол, сорвав меня с места



с Борей Ашкинадзе и подушкой от Маши Кочетковой



в выездном Гиперионе, подписываю книжки Романне Ланцберг



с Борей Ашкинадзе



утро туманное... или вечер




фестиваль, Бенефест, друзья, жизнь

Previous post Next post
Up