Jan 10, 2025 11:38
В третьем аспекте предлагаемого возможным ученикам отношения к действительности своей жизни (это в составе первого выступления-лекции) Благодетель употребил слово nirodha. Конечно, это КОНТРОЛЬ. Как и далее, вплоть до двух типов контроля (это pratisankhyā- и pratisankhyā-), названных в труде Васубандху "Абхидхармакоша" (см. первый раздел хотя бы в переводе В.И. Рудого) и вплоть до Патанджали в индуистской традиции: YS I 2 yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ.
Ведь tṛṣṇā (первично это переносное словоупотребление) - не "жажда", не "влечение" как таковое, а его автоматичность. И сам Будда , и любой архат время от времени могли очень сильно хотеть пить, быть очень усталыми и нуждаться в том, чтобы отдохнуть. Но у них не было и быть не могло автоматичного следования позывам. Это и есть nirodhaḥ.
Это весьма сходный с идеями стоицизма подход. В отличие от искренне мною почитаемых классиков стоицизма, которым не удалось, к сожалению, его воплотить до конца в действительности своей жизни, индийцам это удавалось. Методы у индийцев, надо полагать, были получше.