Выраженно исповедующие православие люди, в том числе и умные и образованные, порой предлагают общий контраргумент в ответ на критические соображения в адрес этого вероучения, мол для адекватного понимания православия недостаточно основательно ознакомиться с "теорией" и "историей" его, т.е. разбираться в богословии (теологии) и главных чертах существования и деятельности церкви на протяжении веков (а именно таковая осведомленность обычно является основанием неголословных критических антиклерикальных соображений, равно как и большего, т.е. утверждений о несоcтоятельности данного вероучения). Необходимо, утверждают они, еще и иметь опыт "практики" православия, "жить" по-православному, ибо, согласно их убеждению, суждение из внешней позиции ущербно, неполноценно.
Меня удивляет, что на ум им не пришел несложный и , как мне представляется, неопровержимый контраргумент на основе дилеммы. Вот он. Если данное требование они считают обязательным прилагать только к православию, но вовсе не, например, к тхераваде, шиизму двенадесятников, к исмаилизму, евангельскому христианству, сото-дзен, растафарианству, шайва-сиддханте Тамилнада, традиции лингаятов, рамананди и пр. (я в данном случае отвлекся за неважностью в этом контексте обсуждения от того, что с моей позиции в перечне соседствуют и религии, и нерелигиозные традиции трансценденции. Ведь мои возможные православные оппоненты разницы между этими типами традиций не замечают) - то с их стороны мы несомненно усматриваем безумное коллективное самомнение, нетерпимую и безнравственную претензию на исключительность. В таком случае они, намеренно-риторически или по эмоциональному недомыслию, совершают ошибку petitio principii, заранее полускрыто приняв то, что будто бы хотят обосновать. Если же, напротив, они всерьез полагают, что это требование общеприменимо ко всем традициям, то они совсем чужды реализму. Даже вообразить себе человека, "изнутри" следующего разом шиизму, православию, тамильскому шиваизму и пр. (любые сочетания возможны) никому не удастся. Пример католика-адвайтиста Лё Со /Абхишиктананды а) уникален б) сомнительно удачен и в) ограничен только двумя традициями. Поэтому, полагаю, сравнительное суждение о традициях трансценденции, включающее в себя возможную критику, вполне продуктивно ограничивается сочетанием а) философского рассмотрения, промысливания (веро)учений и б) суммированием исторически изменчивых результатов проявления этих учений в действительности человечества. Разумеется, д.б. именно суммирование, усреднение Такие отвратительные факты, как злодеяния Васко да Гамы на Малабарском берегу по его католическому убеждению или дикие эксцессы шиваитов юга Индии в эпоху Чолов (они истребляли беззащитных и кротких джайнов) - не основания осудить как порочные традиции католичества или шайва-сиддханты.
Всякие же ссылки на необходимость личной включенности в традицию отклоняются!
В трансцендентальной герменевтике Герхарда Оберхаммера предложен и обоснован более глубокий подход, но он никак не тиражируется и потребует от тех, кто ему последует, очень многого.