Я не люблю современное искусство, но каким-то непостижимым
образом все время оказываюсь в непосредственной близости к нему. Впрочем,
последнее место с этим делом, в котором я побывала, оправдывает тот факт, что
искусства там не было.
Видеоарт - понятие само по себе довольно сомнительное.
Попытка использовать машину, предназначенную для фиксирования реальности, в
искусстве «без техники» обречена вылиться в один из трех вариантов. Первый:
короткометражное бессмысленное, нередко - повторяющееся действие, которое
должно возбуждать во мне понимание концепта. Второй: вообще не искусство. Все
что угодно: публицистика, психология, социальное конструирование. Но не
искусство. И такие видюхи радуют мой уставший глаз значительно больше.
Собственно, лучшим произведением в рамках этого прожэкта мне
показался фильм «Сожалеющие» (Regretters) - история двух мужчин, дважды (туда и обратно) сменивших пол в поисках
лучшей доли, рассказанная ими самими.
Мотивами одного (сделавшего операцию в далеком 1967) была
зависть к социальной роли женщины: он хотел быть домохозяйкой, наводить уют в
доме и встречать мужа с работы кулебякой. Его меркантильное желание быть
объектом заботы нашло отклик в сердце ничего не подозревавшего индивида, и 11
лет сей персонаж пробыл замужем, пока супруг не пронюхал причину их
бездетности. После трагического расставания было принято решение вернуться к старому
корыту, но полноценным мужчиной он так и не стал: этот герой утверждает, что
является представителем некого третьего пола.
Второй герой стал героиней из-за комплекса маленького
мужчины: ему было страшно жить, он боялся физической расправы со стороны более
могучих самцов, девочки его не любили, поэтому он решил сам стать девочкой.
Хотя стал он скорее грузной теткой в очках и блондинистом парике. Ни
уверенности в себе, ни любви, ни чувства безопасности ему эта роль не принесла,
поэтому через восемь лет он снова стал дядькой в мешковатом костюме.
Когда ты видишь людей, романтически вспоминающих: «Когда я
был женщиной…», думаешь о том, что все это опять о свободе, которая не приносит
нам никакой радости. Проткнуть нос и покрасить волосы, переехать, сменить
работу, трижды жениться и развестись, поменять пол - о’кей, самбади толд ми, что у тебя был парень - совсем как моя прошлая продружка (с). Но это
не решает проблем на том уровне, где ты не мужчина или женщина, не трудящийся
или капиталист, не взрослый или ребенок, а где-то глубже.
Вот какое интересное кино там кажут. А что искусства там нет, так и на что оно вам сдалось на фоне такого захватывающего веселья?
Эти и другие радости до конца января показывают
вот здесь.