Оригинал взят у
grey_croco в
Мы были первыми! Из истории исследований Марса.Поздравляя американцев с заслуженным успехом - доставкой на Марс большого марсохода, не стоит забывать о наших приоритетах в исследовании Красной планеты. Ведь именно советский спускаемый аппарат АМС Марс-3 совершил первую мягкую посадку на нее. И произошло это 2 декабря 1971 года.
Технические характеристики АМС Марс-3.
Масса КА: 4625 кг
Масса орбитального аппарата: 3625 кг
Масса посадочного модуля на поверхности Марса: 355 кг.
Вот место его посадки:
К сожалению, из-за сильной пылевой бури на поверхности Марса связь со спускаемым аппаратом продолжалась всего 20 секунд. Но за это время все же удалось передать фрагмент снимка. Вот это и есть первая фотография Марса:
Но мало кому известно, что первый марсоход был доставлен на планету именно тогда, в декабре 1971 года. Он назывался просто и незамысловато - Прибор оценки проходимости (ПрОП-1). А так он выглядел:
Аппарат должен был перемещаться по поверхности при помощи двух лыж, находящихся по бокам, немного приподнимающих аппарат над поверхностью. На поверхность, в область видимости телекамер, его поместил бы манипулятор. Два тонких бруска впереди являются датчиками обнаружения препятствий на пути. Подвижный аппарат мог определить, с какой стороны находится препятствие, отступить от него и попытаться обойти. Через каждый метр он делал бы остановки для подтверждения правильности курса движения.
Технические характеристики первого марсохода:
Масса - 4,5 кг
Размеры корпуса - 25 см х 22 см х 4 см
Способ передвижения - шагающее шасси с датчиками обнаружения препятствий.
Скорость передвижения - 1 метр/час. (После перемещения на 1 метр, марсоход останавливался для получения команд управления с Земли).
Научные приборы - динамический пенетрометр и гамма-лучевой плотномер.
Управление - дистанционное, по кабелю от спускаемого аппарата АМС. Длина кабеля - 15 метров.
Миссия - измерение плотности грунта.
Проектировщик и изготовитель - ВНИИТрансМаш
Главный конструктор - Александр Леонович Кемурджиан
Вот так вот передвигался первый марсоход на испытаниях. Встраивание увы невозможно, поэтому даю прямую ссылку:
http://rutube.ru/video/809f3657a76f428f734d7c5ccab4cd4b/ Тем не менее, в спускаемом аппарате "Марс-3" была установлена аппаратура, с помощью которой получен большой объем научной информации - о давлении и температуре атмосферы у поверхности, о характере поверхностных пород и высотных профилях поверхности, о плотности грунта, его теплопроводности, диэлектрической проницаемости и отражательной способности.
Фотографии позволили уточнить оптическое сжатие планеты, построить профили рельефа по изображению края диска
В то же время орбитальный модуль Марс-3 успешно выполнил свою часть задания, проработав до 22 августа 1972 года. Он передал на землю множество снимков Марса и другие ценные научные данные.
Вот некоторые из этих снимков:
На подлете к Марсу. Цветная фотография, сделанная Марс-3.
Две эти фотографии сделаны АМС Марс-2.
А этот цветной снимок Марса был сделан уже АМС Марс-5 в 1974 году.
Да, тогда на пыльных тропинках Марса не остались следы нашего марсохода. Но это вполне могло бы произойти в 90-х годах. Ведь работы по созданию аппарата нового поколения велись в 80-х годах. И если бы не известные события декабря 1991 года..
Разработанный марсоход имел вес 76,5 кг, длину 1,35 м и перемещался с помощью трех пар конусообразных алюминиевых колес с глубокими протекторами. Он был оснащен телевизионной системой, механизмом для сбора камней и образцов грунта. Всеми операциями управлял бортовой вычислительный комплекс с заранее заданной программой.
Первый марсоход планировалось доставить на поверхность красной планеты в 1994 году, второй в 1996-м. Вместе с ними в атмосферу Марса должны были быть доставлены аэростатные зонды, которые разрабатывали ученые Франции. Длина их около 20 м, диаметр - 17.5 м. Днем они должны были дрейфовать в атмосфере планеты, перемещая комплект научной аппаратуры на большие расстояния, а ночью, охлаждаясь, опускаться на поверхность для ее исследования.
Фильм об испытаниях марсохода на Камчатке.
Но к сожалению, эти планы так и остались нереализованными..