Сумел все-таки написать текст про дискуссию ревкрайсибских философов по модной теме "глобализация"
Неясность возникла и самим термином глобализация. Как пояснил декан философского факультета Владимире Диев, термином глобализация зачастую объединяют совершенно разные процессы - неолиберальные реформы, экспансию западных стран, распространение западной культуры, усиление международного разделения труда и пр. По этому , по словам Диева самому термину глобализация грозит судьба термина "дискурс". Декан процитировал Виктора Пелевина, который в одном из последних своих романов написал, "когда я слышу про дискурс, рука сразу тянется к моему симулякру". В то же время, глобализация, по мнению Диева является объективным процессом, характеризуя собой приоритет прогресса и эффективности, дезинтеграция из мирового экономического процесса сейчас просто никому не выгодна. А объекты нападений противников глобализации выбираются произвольно: «Почему громят «Макдональдсы» и не трогают китайские рестораны, которые появились повсеместно и являются таким же признаком глобализации?».
Отвечая на вопрос, является глобализация объективным процессом или интеллектуальной модой, Диев подчеркнул, что глобализация, безусловно, объективна. Возникновение этого процесса стоит отнести к началу 90-х, времени распада СССР. Но не только исчезновение соцлагеря предопределило развертывание глобализации, ее характеризует превышение объемов мировой торговли объемов производства, превышение объемов финансовых спекуляций вложений в основные фонды, открытие границ и многие другие факторы. Эти тенденции существовали в мировой экономике всегда, но именно после 1991 года они получили новый толчок. Глобализация, по мнению Диева, есть факт с которым мы вынуждены жить. Но в то же время декан высказался против того, чтобы смешивать глобализацию с вестернизацией. По его мнению, у глобализации может быть много центров, в том числе и Россия.
Руководитель центра макросоциологии, доктор философских наук Николай Розов термин «глобализация» понимает согласно классическими работам Робертсона, где она характеризовалась возникновением "глобального Вавилона", в котором есть VIP-квартал (так называемые страны «золотого миллиарда») и есть гетто (Африка, Латинская Америка). Россия вместе с Индией, Китаем, Бразилией и Мексикой, по мнению Розова, занимает среднее положение. "По некоторым аспектам (ядерное оружие, членство в Совете безопасности ООН и "большой восьмерке") мы примыкаем к ведущим странам, а по некоторым, прежде всего, по роли в международной торговле, мы - просто карлики. В целом же, россиянам надо более трезво подходить к своей роли в мировой истории, - "то мы великая держава и спасительница мира, то мы в самом низу. Что за колебания такие?", - говорит Розов.
Розов отметил неоднородность американского общества и предложили солидаризироваться с теми американцами, которые протестуют против агрессивной политики США. Платформой такой солидарности должны стать, по мнению философа, универсалистские ценности Просвещения и гуманизм.
Как отметил Николай Розов, России более предпочтительна многополярная модель глобализации, возникновению которой может помочь создание региональных коалиций, где вес и влияние России будет зависеть от нашей геополитической силы, но не менее важно и присутствие на международных рынках. "Я считаю национальным позором, что Россия продает только сырье и лес. Нам нужны перерабатывающие предприятия", - заключил философ.