Фонд борьбы с коррупцией, основанный оппозиционером Алексеем Навальным, обнародовал самое большое расследование 2015 года, героями которого стали члены семьи генпрокурора РФ Юрия Чайки. Активисты ФБК выявили целый ряд преступных схем, организуемых семейством. По материалам расследования в ФБК смонтировали 44-минутный фильм.
Click to view
Расследование в отношении семьи генпрокурора Чайки, опубликованное
в блоге Навального, состоит из нескольких частей. В нем идет речь о сыне генерального прокурора Артеме Чайке, фотографии которого, как выяснили активисты ФБК, практически невозможно найти в интернете. Кроме того, в обнаруженных Фондом преступных схемах замешан младший отпрыск генерального прокурора - Игорь Чайка. Также в расследовании фигурирует Ольга Лопатина, бывшая жена заместителя генерального прокурора Геннадия Лопатина, которая, как оказалось, была партнером по бизнесу с женами лидеров банды Цапка - одной из самых кровавых группировок в истории России.
Сотрудники Фонда выяснили, что Артем Чайка владеет гостиницей Pomegranate на греческом полуострове Халкидики. В подтверждение авторы расследования
опубликовали выписку на фирму, в чьей собственности находится отель: на одной из страниц документа значится фамилия Chaika.
В финансовой отчетности фирмы стоит подпись Артема Чайки и Ольги Лопатиной. Один ремонт гостиницы Pomegranate, по оценкам Фонда, стоит от 25 до 29 млн евро.
Авторы расследования выяснили по базе данных юридических лиц, что Лопатина, которая в 2011 году развелась с заместителем генерального прокурора, - соучредитель ООО "Сахар Кубани". Другими соучредителями являются Наталья Цеповяз и Анжела-Мария Цапок - жены Вячеслава Цеповяза и Сергея Цапка соответственно, осужденных за организацию массовых убийств в станице Кущевская в Краснодарском крае. Цеповяз получил 20 лет заключения, Цапка приговорили к пожизненному за особо жестокое убийство двенадцати человек, в том числе четырех детей.
Офис компании "Сахар Кубани" находится, согласно документам, в станице Кущевской.
Еще один партнер Лопатиной - Надежда Староверова - жена бывшего начальника управделами Генпрокуратуры РФ Алексея Староверова, которого отстранили от должности, когда в принадлежащем его родственниками доме обнаружили членов "банды ГТА" - бандитов, убивших и ограбивших 14 человек на подмосковных автотрассах. "В его же доме (или доме его родственника, как писали позже) был обнаружен склад оружия и боеприпасов, а главари банды работали там в качестве "охраны и прислуги", - напомнили в ФБК.
Таким образом авторы расследования нашли объяснение тому, как банде Цапков "удавалось контролировать и держать в страхе большую часть Краснодарского края, как эти люди оказались владельцами тысяч гектаров земли и долларовыми миллионерами, а также почему до массового убийства они оставались безнаказанными". Оказалось, что бандитам покровительствовали высшие чиновники из Генпрокуратуры РФ.
Артем Чайка - резидент Швейцарии и владелец виллы.
Кроме того, на полуострове Халкидики сотрудники ФБК нашли строящуюся на берегу моря виллу, которая также принадлежит Артему Чайке. ФБК отмечает, что документы на землю находятся
в публичном доступе, а строительством занимается фирма управляющего отелем Pomegranate.
Авторы расследования ссылаются на несколько интервью, в которых Юрий Чайка рассказывает о своей любви к святым местам и горе Афон в частности. Как отмечает ФБК, из принадлежащей Артему Чайке виллы вид открывается прямо на гору Афон.
Неподалеку от виллы Артема Чайки расположена не менее роскошная вилла, принадлежащая Ольге Лопатиной. Документы, указывающие на это, также находятся в открытом доступе. Причем стоимость такой недвижимости в несколько раз превышает задекларированный доход Лопатиной (18 млн рублей за три года). Сотрудники ФБК предположили, что развод владелицы виллы и совладелицы гостиницы с заместителем генерального прокурора в 2011 году был фиктивным: по всей видимости, чиновник не захотел декларировать недвижимость в Греции.
Сотрудники ФБК обратили внимание на то, что в документах на гостиницу Pomegranate Артем Чайка назван "резидентом Швейцарии". В неофициальной базе швейцарских адресов был обнаружен фиктивный адрес сына генпрокурора РФ и его жены Марины - дом, оформленный на украинца Богдана Лисуренко, косвенно также связанного с Лопатиной.
Вскоре сотрудники ФБК нашли в Швейцарии и недвижимость, оформленную на Артема Чайку: оказалось, что в сентябре 2014 года он приобрел дом оценочной стоимостью 2,7 млн франков (примерно 198 млн рублей). "Теперь можно утверждать, что Артем Чайка не только оформил себе в Швейцарии резидентскую визу, но и приобрел там недвижимость. Наличие жилья подразумевает и наличие счетов в местных банках, необходимых для обслуживания дома", - заключили авторы расследования.
У семьи генпрокурора есть юридическая фирма в Швейцарии.
В ФБК также напомнили, что у семьи Чаек есть собственная юридическая фирма в России и в Швейцарии. Юридическая контора FT Conseils, расположенная в Лозанне, сопровождает семейные дела Чаек в Швейцарии.
В марте 2015 года Артем Чайка купил у своего брата Игоря примерно 40% акций фирмы. Игорь Чайка владел этой долей с 2013 года - пока занимал должность советника губернатора Подмосковья. Примечательно, что в семейной сделке о приобретении акций юридической конторы Артем Чайка указал свой фиктивный швейцарский адрес, оформленный на украинца Лисуренко.
Сотрудники ФБК также обратили внимание на швейцарского партнера братьев Чаек - Франсуа Тарена, чиновника, специализирующегося на иммиграционных вопросах. Авторы расследования предположили, что именно он помог Артему Чайке получить статус резидента Швейцарии, что дало сыну генпрокурора возможность приобрести виллу.
При этом до появления FT Conseils счетами Чаек в Швейцарии управляла другая юридическая фирма - Juridical House. Ее офисом в Женеве с 2003 по 2007 год управлял Мурат Хапсироков, занимающий в настоящее время пост сенатора от Адыгеи и входящий в десятку самых богатых членов Совета Федерации. При этом отец члена Совфеда Назир Хапсироков имел непосредственное отношение к прокуратуре: с 1994 по 2000 год он был начальником Управделами ведомства. Пребывая на своем посту, он застал в том числе врио генпрокурора Юрия Чайку.
Назир Хапсироков в должности главы Управделами генпрокуратуры РФ занимался распределением ведомственного жилья. Сотрудники ФБК напоминают, что в 1998 году Юрий Чайка стал одним из обладателей участка на Рублевском шоссе, который позже был переоформлен на супругу Елену Чайку, а затем на сына Артема. Дом поставили на учет как собственность Артема Чайки только в марте 2015 года, то есть с 1998 года генпрокурор РФ грубо нарушал законодательство, не декларируя свои владения.
Связан Назир Хапсироков и с Лопатиным: именно он привел его на работу в генпрокуратуру и устроил на должность Управделами после себя.
ФБК подозревает Чайку в захвате Верхнеленского пароходства.
Фонд борьбы с коррупцией также подозревает Артема Чайку в незаконном захвате Верхнеленского пароходства, госпредприятия в Иркутсткой области, и выведении из гособственности "как минимум 12 судов класса река-море". Авторы расследования отмечают, что экс-директор параходства Николай Паленный обвинил Чайку в рейдерском захвате в эфире одного из федеральных каналов, не уточняя, что это за канал. Через несколько дней после эфира Паленного нашли повешенным в его гараже. Следственные органы не занимались расследованием его смерти. ФБК считает, что полученные Чайкой средства были переведены им на счета в Швейцарии.
Авторы расследования полагают, что Артем Чайка "завладел многомиллионными предприятиями по всей России", некоторые из которых ранее принадлежали государству. Среди активов, которые ФБК считает частью бизнеса старшего сына генпрокурора РФ, - Тыретский солевой рудник, Воробьевское месторождение в Калуге, "Первая нерудная компания", ранее принадлежавшая РЖД, "Сибирский элемент" и другие предприятия.
Еще в октябре 2014 года Forbes опубликовал расследование о бизнес-империи Артема Чайки с выручкой в 200 млн долларов. Артем Чайка и до этого попадал под пристальное внимание СМИ, в том числе в связи с возможной причастностью к громкому делу о "крышевании казино". Forbes также припомнил скандалы, связанные с попыткой захвата МУП "Серпуховские недра", потенциального участника строительства ЦКАД.
Игорь Чайка зарабатывает на господрядах.
Отдельная часть расследования ФБК посвящена младшему сыну генпрокурора Игорю Чайке, который в 2014 году был назначен на должность советника губернатора Московской области по вопросам культуры, молодежной политики и спорта. Авторы расследования отмечают, что Игорь Чайка, в отличие от своего брата Артема, зарабатывает на господрядах.
Как пишут сотрудники ФБК, Игорь Чайка "выигрывает господряды по всей стране - от оснащения олимпийский дорог до высаживая деревьев в столичных парках".
В конце расследования представители ФБК отметили, что требуют "немедленной отставки Чайки и всего руководства генпрокуратуры", а также "проведения масштабного антикоррупционного расследования" в отношении семьи генпрокурора.
Резюме.
Невозможно на полном серьезе предполагать, что «бизнес» прокурорской семьи со всеми его замечательными особенностями - от рейдерских захватов до таинственных убийств, от госзаказа до делового партнерства с бандой Цапков - мог остаться незамеченным политическим руководством страны, включая президента Путина. Да и очевидно, что внутри самой прокуратуры, Следственного комитета и ФСБ многие факты из нашего расследования хорошо известны.
В этом и заключается проблема: все всё знают и молчат. Мало того, это и есть выбор власти: иметь прокурора, делающего бизнес с Цапками, лучше, чем прокурора честного. Зачем честному прокурору покрывать преступления коллег-руководителей? А с коррумпированным всегда есть взаимный интерес. Для нас же все это оборачивается не просто роскошными дачами генералов и их сыновей, а порочностью правоохранительной системы в целом.
Как может обычный человек добиться здесь правды? Предполагается ведь, что люди, наделенные большими полномочиями, должны быть немного лучше, чем средний гражданин. Порядочнее, законопослушнее, внимательнее. У нас же получается, что на верхушке прокурорской пирамиды сидят настоящие чудовища, совершившие более опасные преступления, чем 90% людей, находящихся в тюрьмах.
Мысль о борьбе с коррупцией выглядит просто смехотворной, если жена высокопоставленного прокурора ведет совместный бизнес с женами бандитов и убийц. Эти люди погрязли в коррупции на порядок сильнее, чем всё остальное общество. Что они могут продемонстрировать нам своим примером?
Можем ли мы сейчас всерьез обвинять врачей, берущих деньги с пациентов, и требовать от них встать на путь исправления, когда главный надзирающий за законом вовлечен в воровство и бандитизм такого масштаба, что и поверить сначала сложно? Фигуранты главного резонансного массового убийства последних лет («банда Цапков») зарабатывали деньги с руководством прокуратуры - на фоне этого любой гаишник-взяточник выглядит образцом для подражания.
Представьте себе молодого человека, пришедшего на работу
в прокуратуру, чтобы служить людям (не смейтесь, есть и такие). Много у него останется служебного рвения, когда он пару раз выполнит указания помочь с рейдерским захватом, полученные от руководителя антикоррупционного (!) управления своего ведомства? Приличный человек в этой системе будет не просто белой вороной - он превратится в изгоя и либо будет выдавлен из нее, либо станет частью мафии.
Единственная функция этой системы - служить интересам коррумпированных чиновников. Это большая и непростая работа: покрывать «своих», наказывать «чужих». Открывать уголовные дела для врагов и закрывать для друзей. До нас, обычных людей, системе дела нет. Мы в лучшем случае досадная помеха в деле зарабатывания денег всеми доступными способами.
Это и есть провал государства. Мы имеем власть, ставшую не просто вредной дорогостоящей надстройкой, а средоточием всего самого аморального и бессовестного.