Не секрет, что фильмы ужасов в своем большинстве, мягко говоря, не блещут какими-то особо умными сюжетами и интересными сценарными находками. Действие в них, как правило, крутится либо вокруг какой-нибудь нечисти или жутких фантастических тварей, с которыми сражаются главные герои, либо вокруг маньяков-убийц, которые поочередно выпиливают героев одного за другим. Однако, среди ужастиков встречаются и достойные исключения, которые имеют не просто интересные и необычные сюжеты (далеко выходящие за рамки стандартного тупого мочилова-рубилова с мясом и кетчупом), но и глубокий философский подтекст, острую сатиру и умные аллегории. И одним из таких исключений является картина
"Субстанция", вышедшая в прокат в этом году и даже заслуженно получившая золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале.
Начинается фильм вполне обычно. Главная героиня Элизабет Спаркл - известная актриса, лауреат премии "Оскар" и по совместительству ведущая популярного фитнес-шоу. Несмотря на свой пятидесятилетний возраст, она замечательно выглядит, находится в отличной форме и пользуется всеобщей любовью публики.
Однако, как не крути, а годы все-таки берут своё, и в один прекрасный день она узнает, что её продюсер Харви (крайне неприятный, наглый и самодовольный тип со жлобскими повадками) собирается перезапустить передачу, уволить её и взять на её место кого-нибудь помоложе.
Для нашей героини это оказывается очень неприятным и серьёзным ударом. После разговора с продюсером она возвращается домой на своей машине, отвлекается на рабочих, снимающих афишу с ней с билборда и попадает в аварию.
Когда она находится в больнице - медбрат незаметно подсовывает ей в пальто флешку с рекламным роликом продающегося на черном рынке нового экспериментального препарата под названием "Субстанция", который создает новую версию (альтер-эго) потребителя, которая будет моложе и красивее его. Обе личности должны существовать в симбиозе друг с другом и меняться каждые семь дней, причём одна из них на этот срок теряет сознание и лежит на специальной капельнице с питанием, а молодая версия обязана каждый день вкалывать себе сыворотку-стабилизатор, взятую из тела своей "матрицы".
Поскольку Элизабет очень переживает и страдает из-за своего старения и выхода в тираж - она решает заказать "Субстанцию" и забирает её в камере хранения, находящейся в каком-то глухом безлюдном дворе (один зловещий вид её входа с не открывающейся до конца дверью, похожего на заброшенное подсобное помещение - уже как бы намекает, что ничего хорошего из всей этой затеи не будет).
После возвращения домой она, недолго думая, проделывает с собой необходимую процедуру по инструкции, вкалывает себе одноразовый активатор, после чего теряет сознание, её спина разрывается и из Элизабет вылезает её более молодая версия.
Эта личность берёт себе имя Сью, а на следующий день, когда у неё начинает идти кровь из носа - она вкалывает себе стабилизатор, набранный из позвоночника лежащей без сознания Элизабет.
Сью идет на кастинг новой ведущей телешоу, легко проходит его (у козла-продюсера при виде неё - яйца в штанах сразу становятся квадратными), и её выбирают на замену Элизабет.
Девушка начинает наслаждаться славой, некогда принадлежавшей оригинальной версии. Она ведет красивую жизнь, устраивает вечеринки, трахается с парнями, тусуется и отрывается по полной. А для Элизабет делает специальный чулан в ванной, где прячет её тело во время отключки.
В то же время - Элизабет постепенно впадает в депрессию, пьянствует и переедает. Вдобавок, дело начало принимать очень неприятный оборот - Сью не захотела меняться в срок, и начала пользоваться стабилизатором сверх нормы, в результате чего тело Элизабет по пробуждении стремительно деформируется, она начала быстро стареть и буквально усыхать на глазах. То есть, девушка по отношению к ней постепенно начала играть роль самого настоящего паразита и буквально высасывать из неё соки в прямом смысле.
Элизабет связывается с поставщиком, который сообщает ей, что надо либо придерживаться условленного баланса, либо отказаться от употребления "Субстанции", но в последнем случае такой, как раньше, она уже не станет. Сью продолжает злоупотреблять стабилизатором, Элизабет продолжает стремительно стареть. Когда ей предлагают принять участие в новогоднем шоу, которое будут транслировать в прямом эфире, она делает запасы стабилизатора на три месяца. За день до трансляции стабилизатор заканчивается, и Сью звонит поставщику, чтобы попросить ещё, но тот говорит ей, что Элизабет - единственный источник и им нужно поменяться, чтобы пополнить запасы. Элизабет к тому моменту уже превратилась в горбатую лысую старуху, выглядящую на сто лет и похожую на мумию.
Чтобы предотвратить своё дальнейшее старение и уродование, Элизабет заказывает шприц с сывороткой, с помощью которой нужно убить Сью.
Тем не менее, так как Элизабет по-прежнему нужно признание, она не может убить свою молодую версию, в последний момент передумывает и приводит её в сознание со словами "Ты нужна мне, ведь я себя ненавижу". Увидев наполовину пустой шприц и поняв, что хотела сделать Элизабет, Сью впадает в ярость и забивает её насмерть.
После этого Сью отправляется на новогоднее шоу, однако вследствие смерти Элизабет и отсутствия стабилизатора её тело начинает быстро разрушаться - у неё выпадают зубы и ногти, а потом отваливается ухо.
В панике она вкалывает себе остатки активатора, желая создать новую версию себя, но вместо этого на свет появляется "монстр Элизасью" - ужасный бесформенный гибрид обеих версий.
Полюбовавшись на себя в зеркало - мутантша, совершенно не унывая, прихорошилась, надела вечернее платье и бриллиантовые серьги, нацепила для прикрытия самодельную маску Элизабет Спаркл и торжественно отправилась на шоу.
Когда она выходит на сцену и обращается к зрителям, маска спадает. Люди в ужасе, Эльзасью кричит "Не бойтесь меня, это всё еще я!", на неё набрасываются несколько мужиков и один из них дубинкой разносит ей голову. Из тела вылезает другая голова, после чего из неё начинает бить фонтаном кровь и заливает зал вместе со всей присутствующей публикой.
Элизасью убегает из студии и уже на улице разваливается на внутренности. Первоначальное лицо Элизабет успевает доползти до звезды актрисы на "Аллее славы", после чего у неё происходит предсмертное видение, где на неё с неба светит прожектор, сыпется золотая звездная пыль и ей все признаются в любви. Лицо смотрит вверх, улыбается и тает. Наутро оставшуюся после неё лужу крови убирают скруббером.
На этом фильм заканчивается.
В целом - могу без преувеличения сказать, что на мой взгляд, это не просто один из самых умных фильмов жанра "ужасы", но и в целом один из самых умных и глубоких фильмов, что мне доводилось видеть за последние годы. Потому что еще никому не удавалось высмеять современные идиотские стандарты моды и глянцевые "эталоны красоты" (выраженные, например, в разного рода пластических операциях и омолаживающих процедурах) так талантливо, остроумно и цинично, как это сделали создатели этой картины. По сути, весь фильм представляет из себя одну большую сатирическую аллегорию на эту тему, состоящую из множества более мелких и детальных аллегорий. К примеру, страх главной героини перед собственным старением и приходом ей на смену более молодых звезд, а также желание обрести вторую молодость (из-за которого она решилась на опасную процедуру с экспериментальным препаратом) привел к тому, что она, изначально будучи просто красивой зрелой дамой с эффектной и достойной для своего возраста внешностью - ближе к концу полностью сломала себе жизнь, изуродовала себя и в прямом смысле превратилась в страшную старуху. А ситуация, когда её более молодая версия превратилась в её врага, паразитирующего на её теле и по сути медленно убивающего её, а также конечное превращение в жуткого бесформенного монстра - это олицетворение разнообразных тяжелых побочек, которые появляются после уколов стволовыми клетками и прочих омолаживающих операций и которые в этой истории доведены до жуткой фантастики, гротеска и абсурда. Или взять фразы на тему женской внешности и красоты, произнесенные различными персонажами фильма. Например во время появления Сью на кастинге - кастинг-директор говорит своему помощнику "Ну, у этой хотя бы сиськи на месте". Появление на свет жуткого монстра (представляющего собой безобразное месиво различных органов и частей тела, в том числе и грудей) в конце фильма - это тоже своего рода злая ирония над этими фразами.
Так что, этот фильм является еще и очень поучительным в этом плане. Жаль только, что те вещи, которые высмеиваются в нем - продолжат существовать и дальше (еще бы, ведь бабло в этой сфере крутится просто колоссальное). И многие не очень умные люди в погоне за вечной красотой и молодостью - продолжат проделывать над собой делать различные сомнительные операции и процедуры, которые нередко дают совершенно противоположный эффект. А иногда и вовсе приводят к фатальным последствиям...