Том Уиппл, лондонская The Times сегодня.
Там пыльные бури, которые блокируют солнце на несколько дней. Существует, говорит Зак Вайнерсмит, токсичная марсианская почва. А ещё есть радиация, которая означает, что для защиты «нам придется заново открыть для себя наше пещерное прошлое».
Не забывайте, добавляет Келли Вайнерсмит, о напряжении, которое возникает из-за постоянного нахождения рядом с одними и теми же людьми в этих подземных пещерах, а также о скуке выживания в качестве фермеров, живущих за счёт пропитания, в среде, где любая ошибка может привести к массовой смерти.
Но если вы хотите узнать, почему план Илона Маска переместить миллион человек на Марс к середине века провалится, победители премии Королевского общества Trivedi этого года за научную книгу говорят, что главная причина в том, что мы понятия не имеем, смогут ли колонизаторы размножаться.
«Эти миллиардеры думают, что это инженерная проблема. Они думают, что если они получат достаточно большую ракету, биология сама о себе позаботится. Но этого не произойдет», - говорит Келли, биолог, написавшая книгу «Город на Марсе», проиллюстрированную её мужем Заком.
Одной из проблем является получение достаточного количества генетических вариаций в стартовой популяции. Согласно одному расчету, это было бы возможно с 98 людьми, но только если эти 98 спариваются с правильными партнерами. «Это сработает, если мы все будем делать то, что говорит компьютер, и никто не умрет», - говорит Зак.
Это не учитывает тот факт, что все 98 человек получат огромную дозу радиации во время шестимесячного путешествия на Марс. Основополагающая популяция должна быть намного больше.
Самое большое неизвестное - это беременность. Келли говорит, что среди тех, кто выступает за поселение людей на Марсе, есть идея, что его гравитация, составляющая 40 процентов от земной, не будет препятствовать развитию эмбрионов. Она считает это излишне оптимистичным, добавляя: «Эти люди не понимают, как работает размножение».
Изначально Вайнерсмиты считали, что колонизация Марса скоро станет частью будущего человечества. Но чем больше они вникали в суть вопроса, тем больше понимали, что этого не произойдет, говорит Келли.