Выборы в Камбодже почти наверняка завершатся победой Хун Сена
В воскресенье начался подсчет голосов на всеобщих выборах в Камбодже, на которых давний лидер Хун Сен почти гарантированно победит, поскольку он надеется сохранить свое наследие, передав бразды правления своему старшему сыну. 70-летний бывший член «красных кхмеров» правит с 1985 года и не столкнулся с реальной конкуренцией: оппозиционные партии были запрещены, претенденты вынуждены бежать, а свобода выражения мнений подавлялась.
Ожидается, что его Камбоджийская народная партия (НПК) сохранит за собой все 125 мест в нижней палате, продлив его власть и проложив путь к династической преемственности, которую некоторые критики сравнивают с северокорейской политикой. Единственная серьезная оппозиционная партия была дисквалифицирована по техническим причинам в преддверии выборов, и будет сюрпризом, если какая-либо из 17 других небольших, плохо финансируемых партий получит места.
Участки закрылись в 15:00 (08:00 по Гринвичу), и первые результаты ожидаются в течение нескольких часов.
https://www.bangkokpost.com/world/2616313/cambodia-polls-close-with-victory-for-hun-sen-all-but-certain Как голосовал Хун Сен (большая фотогаллерея) -
https://www.khmertimeskh.com/501329015/in-pictures-pm-casts-vote-in-2023-election/
Премьер-министр Камбоджи Хун Сен готовится проголосовать на избирательном участке в провинции Кандал в воскресенье во время всеобщих выборов. (фото АФП)
Более 9,7 миллиона человек зарегистрировались для участия в седьмых выборах с тех пор, как в 1993 году Организация Объединенных Наций провела первые выборы, после многих лет конфликта, включая эпоху геноцида красных кхмеров, которая оставила страну в опустошенном состоянии. За последние 30 лет все надежды, которые международное сообщество могло возлагать на яркую многопартийную демократию в Камбодже, были разрушены безжалостной силой правления Хун Сена.
Премьер-министр-ветеран начал смотреть в будущее, заявив, что передаст его своему сыну, четырехзвездному генералу Хун Мане, возможно, даже в ближайшие недели. «Мы воспользовались нашими гражданскими правами и обязанностями, а также правом... граждан голосовать, чтобы выбрать партию, которую мы любим, чтобы возглавить страну», - заявил 45-летний отпрыск журналистам после голосования.
Многие задаются вопросом, сможет ли Хун Мане, получивший образование в Соединенных Штатах и Великобритании, изменить ситуацию в стране, хотя Хун Сен ясно дал понять, что намерен продолжать дергать за ниточки даже после того, как его сын примет власть. На вопрос AFP, что он планирует сделать для Камбоджи, когда станет премьер-министром, Хун Мане ответил: «У меня нет комментариев по этому поводу».
Правозащитные группы осудили выборы.
Накануне голосования коалиция из 17 человек, включая Азиатскую сеть за свободные выборы и Международную федерацию прав человека, заявила, что опросы вызывают «глубокую озабоченность».
По данным Национальной избирательной комиссии, по состоянию на 13:00 проголосовало 7,2 миллиона человек - 74 процента избирателей.
Единственный реальный вызов НПК исходил от Партии свечей (КП). Но в мае избирательный орган страны отказался зарегистрировать партию, лишив её права участвовать в выборах. Решение было принято после того, как Коммунистическая партия показала лучшие, чем ожидалось, результаты на прошлогодних местных выборах, набрав 22 процента голосов избирателей.
На международном уровне Хун Сен разыграл напряженность в отношениях между Соединенными Штатами и Китаем, накопив огромные суммы китайских инвестиций, которые не требовали проведения демократических реформ. Выступая перед голосованием, КП заявила AFP, что решение о регистрации означает, что выборы не могут быть ни свободными, ни честными. «Все знают, кто победит», - сказал Ронг Чхун, вице-президент партии.
Такое же уныние испытывали некоторые люди, голосующие в присутствии полиции на пыльном избирательном участке в Пномпене. «Я не чувствую волнения или чего-то ещё, потому что оппозиционных партий не осталось», - сказал AFP 51-летний Оум Сокум. Но в стране, которая на памяти живых была разорвана геноцидом и войной, другие сказали, что они были бы счастливы проголосовать за стабильность. «Я хочу проголосовать за человека, который может помочь стране стать более развитой. Я хочу жить в мире и гармонии», - сказала AFP 36-летняя Чеа Фирак.
В преддверии выборов свобода слова была сильно подавлена: в начале этого года закрылось одно из немногих оставшихся независимых новостных агентств «Голос демократии». А в прошлом месяце Хун Сен приказал изменить законы о выборах, запретив любому, кто не проголосовал, когда-либо баллотироваться на пост - шаг, который затронет изгнанных соперников. Среди них - давний враг Сэм Рейнси, который почти десятилетие находился в изгнании во Франции, чтобы избежать уголовных обвинений, которые, по его словам, политически мотивированы.
Внутри страны лидер оппозиции Кем Соха томится под домашним арестом после того, как был приговорен к 27 годам заключения за государственную измену в связи с предполагаемым заговором с иностранцами с целью свержения правительства Хун Сена.