Космические амбиции Японии угасли после отказа ракеты
Кана Инагаки и Эри Сугуира, Financial Times сегодня.
Когда на этой неделе японское космическое агентство отдало команду на самоуничтожение своей новой флагманской ракеты, в дым обратилась не только 63-метровая H3. В течение 15 минут после запуска ракеты с южного острова Танэгасима отказ двигателя свел на нет почти десятилетние усилия, которые были источником национальной гордости и символом технологического мастерства Токио и его непомерных амбиций по вхождению в высшую лигу глобального космического соревнования.
«Будущее Японии зависит от ракеты H3», - заявил Масаси Окада, руководитель проекта Японского агентства аэрокосмических исследований (Jaxa), на пресс-конференции после неудачного запуска во вторник. «Мы будем стремиться к тому, чтобы вернуться к полётам как можно раньше».
H3, новейшая японская ракета и её первая крупная ракета за три десятилетия, рассматривалась Токио как конкурент SpaceX Falcon 9 Илона Маска, которая привела к падению цен на потенциально прибыльном рынке коммерческих запусков спутников.
Разработанный Jaxa в партнерстве с Mitsubishi Heavy Industries, H3 был изготовлен по амбициозной цене в 5 миллиардов йен (37 миллионов долларов), что вдвое меньше, чем у его предшественника и 67 миллионов долларов, необходимых для запуска Falcon 9.
Перед запуском H3 Наохико Абэ, возглавляющий оборонный и космический бизнес MHI, сказал журналистам, что отправной точкой для маркетинга новой ракеты было то, что она будет столь же надежной, как и ее предшественница H2A, которая может похвастаться 98-процентной вероятностью успешных запусков. «Благодаря значительному снижению затрат H3 может конкурировать лучше, чем H2A на нынешнем рынке», - добавил Абэ.
Аналитики говорят, что неудачный первый полет, который уже отстал от графика на два года, может серьезно подорвать шансы Японии стать реальным соперником на переполненном рынке коммерческих запусков спутников.
По словам аналитиков, Jaxa может потребоваться больше года, чтобы выяснить причину отказа двигателя и перезапустить H3. За это время конкурентам, в том числе SpaceX и Arianespace, которая находится в совместном владении Airbus и Safran, скорее всего, удастся еще больше снизить затраты...