Моя восьмая рецензия как члена Большого Жюри премии "Национальный Бестселлер".
Писатель:
Павел Крусанов
Произведение:
"Царь головы"
ссылка на эту рецензию на официальном сайте "Нацбеста":
http://www.natsbest.ru/Kurapina14_krusanov.html Текст рецензии:
А почему на рукопись «Царь головы» Павла Васильевича Крусанова рецензий никто не пишет?..
Я бы рада ошибаться, но смею предположить, что есть у членов жюри повод для подсознательного опасения: вот так напишешь про Крусанова, после чего - он обратит на тебя свой пронзительный взгляд. И - подумает. Или, чего доброго, тоже напишет. А критик, живущий внутри Павла Васильевича, не пощадит никого.
Но мне терять уже нечего.
Шесть лет назад я принесла в редакцию «ЛИМБУС ПРЕСС» свою рукопись. Спустя полгода получила на электронную почту лаконичное послание от Павла Крусанова, следующего содержания:
«Вы же сами понимаете, что Вы - не писатель».
Надеюсь, что тот экземпляр моей рукописи за долгостью лет самоуничтожился. Сейчас мне искренне стыдно, что она оказалась в руках главного редактора издательства. Сегодня я бы не показала её даже наркоману из соседней квартиры, там есть много, чего стыдиться, и ничего - чем бы гордиться.
Зато нынче я поимела честь прочитать рукопись книги Крусанова-писателя, сборник рассказов «Царь головы», а также - имею удовольствие публикации этих несвязных строк.
«Царь головы» - обескураживающее название, удачное. В мою голову, которая, возможно, «без царя», никогда не приходило, что разум в расхожем фразеологизме буквально сопоставляется с монархом (точнее, его отсутствием) в государстве.
Исходя из одного только названия рукописи, ясно, что автор - империалист.
Что подтверждается в процессе чтения:
«Однажды он говорил о том, что тоска по империи, то и дело накатывающая могучим валом на человеческий род, по природе своей не более чем тоска по долговременной красоте, что долговременную красоту нам могут обеспечить только теократии, деспотии и подобные им формы обустройства социума, и если принять это за истину, то выходит, что призыв к либерализму и народовластию по существу - преступление против эстетики. Равенство не угодно Богу, поэтому у людей разные судьбы, а у ангелов - чины. Презревший различия отрицает Бога».
Или:
«Правда ваша, - вежливо согласился Пал Палыч. - Только в том бяда, что законы пишу ня я, как вы сказали, с пуповиной, а те клящи, для кого зямля давно уже ня мать родна, а корова дойная. Завистливые и жадные. А и у тех разумения нет. Они меня учат, а сами ня знают никак корову за вымя подержать, ни как ей ко´рма задать» - откровенничает герой рассказа «Собака кусает дождь». Каркасом рассказа является классический лейтмотив: сопоставление «деревенского» жителя с городским. Пётр Алексеевич, прибывший из города на иномарке с целью развлечь себя охотой, безнадёжно жалок в своём проигрыше (1:8) в дОбыче водоплавающей дичи Пал Палычу. Последний, кстати, употребляет в своём лексиконе частицу «НЯ», что наверняка произведёт впечатление на моих двадцатилетних приятелей - любителей аниме. При этом Пал Палыч вовсе не «няшка», но Русский Мужик, почти крестьянин: пьёт водку, закусывает салом, купается в реке, живёт тем, что ему «природа даёт» и имеет «подпол». Тот подпол, где Пал и хранит свою тайну, узнав которую, может быть, ясно осознаешь не только органичную мудрость героя, но и суть чаяний самого автора, Палыча создавшего…
«- Но если вспомнить, - продолжил наладчик, когда мы двинулись дальше, - то все инициации в традиционных культурах без этого, без физической му´ки то есть, никогда не обходились. Без неё - никуда. А если так, то можно ли боль понимать как унижение, и только? Конечно, для слабых духом так понимать её удобней. Потому что есть повод объявить боль вне закона и с чистой совестью, не стыдясь малодушия, через чудодейственный укол от неё улизнуть. А между тем разве не страдание есть мера всех вещей? Разве не оно - главная жила жизни? Но человек из раза в раз обманывает страдание - теперь и в зубе у него бур дантиста орудует без боли, и занозу ему из пальца вытащат во сне. Глупо спорить: с одной стороны, хорошо...
- А есть другая? - не утерпел я.
- Представьте себе - есть. И если не забывать о ней, держать на счету, то получается, что человек, обманывая себя таблеткой или шприцем - не говорю уже про эвтаназию, - обходит изначальные условия сделки» - тут Павел Крусанов, сам того, надеюсь, не ведая, объяснил нарастающую в России, а Европу уже поглотившую, популярность такого явления, как БДСМ. И он прав, потому как следствие возможно завуалировать, но первопричину, ПРИРОДУ явления - не уничтожишь.
В общем, из книги «Царь головы» я выписала достаточное количество цитат для того, чтобы не иметь никакой возможности приводить и пытаться анализировать их ВСЕ в рамках данной рецензии.
Текст и увлекательный, и полезный.
Только вот: делается немного печально от того, что писатель, который утверждает то, «что взаимные колебания благоденствия и горя - единственно возможная гармония», то есть, по сути, рассуждает о неизменной дуальности всего сущего, подчас не допускает той мысли, что кто-то транслирует аналогичные ощущения и соображения, по существу ни коим образом не конфликтующие с его же. Просто делает это иначе, используя противоположную форму, другой, полярный способ.
Так что «Царя головы» буду советовать молодому поколению, как только выйдет книга.
А сама, даже не холоп, но петербуржАнка и девка холопа, пойду в рюмочную. В одном интервью Павел Васильевич сетует на то, что о рюмочных мало написано…
Стану созерцать, искать метафоры, сама пить не буду. Некто, поселившийся в моей голове - не велит.