О воплощении интересов в теме диссертации (Визуальные методы СИ)

Apr 24, 2016 20:03

Оригинал взят у lizka_bal в О связи чтения с диссертацией (Визуальные методы СИ)

Сегодня минус двадцать девять, назавтра - минус тридцать пять...
Чего еще в России делать? Залезть в берлогу - и читать!
Д.Л.Быков
     Раньше она не любила читать. Читала только то, что задавали в школе. Ей не хватало смелости взять книгу в руки: а вдруг не понравится? Не хватало терпения на мельчайшие художественные подробности - и она спрашивала у других или смотрела в Интернете, чем все закончится.
     Она окончила школу и поступила в университет, где было непривычно скучно. Незнакомые люди, другие правила, новые учебные предметы. Чтобы заполнить свободные минуты, она начала читать. В метро, в трамвае, на перерывах между лекциями, потом снова в метро… Она поняла, насколько удивителен мир литературы, в особенности художественной. Запах книги, шелест и шуршание страниц, вопросы без ответа, вечные конфликты, противоречивость взглядов, споры читателя с автором.
 Чем больше она читала, тем больше стала мечтать. Раньше она слушала музыку, но теперь ноты ее не вдохновляли. Смотрела кино, оно тоже скоро себя исчерпало. Рисовать она тогда не хотела, а к работам художников всегда относилась критически: комментируя каждую деталь полотна, она анализировала внутренний мир автора. Это всех раздражало, и даже ее. Потому что, желая увидеть и прочувствовать произведение в целом, она лишь придиралась к мелочам. Ей хотелось доказать самой себе, что она взрослая и может иметь свое мнение. Начав читать, она смирилась с тем, что людям не нужно чужое мнение. Она создала свой собственный мир - мир грез, снов, мечты, - мир, в котором можно делать, читать и писать, петь и рисовать что хочешь, и думать, что хочешь - не боясь, что станут обвинять и вешать ярлыки. Мир, в котором можно замкнуться, когда есть неразрешимые вопросы. Мир, который всегда есть: он реален, он вечен; он непостижим для других.
     У нее были друзья, подруги. Были знакомые. Но они куда-то пропали, когда она стала студенткой: все куда-то спешат, все чем-то заняты, никого никогда нет на месте. Лучшая подруга пропадала месяцами - а раньше она всегда звонила, когда было чем похвастаться, на что пожаловаться или о чем помолчать. Подруга, с которой по ночам она спорила на глупые темы, ссорилась из-за мелочей, мирилась, смеясь и одновременно плача, с которой делилась самыми сокровенными тайнами, самыми яркими снами и самыми глупыми неисполнимыми мечтами, - ушла.
     Она читала - ей не было одиноко. Спрашивала литературного совета у мамы, брала книги у сестры (та говорила в шутку: «Она, оказывается, читать умеет!»). Она не выдерживала в своей компании с факультета разговоров на не интересные ей темы и, видя, как им весело и без нее, тут же доставала книгу и продолжала читать.
 Она боялась сближаться с новыми людьми: что говорить, как улыбаться, что о ней могут подумать, в конце концов. Не все ли равно, что подумают? А если и скажет что-то не так, если ее не поймут - какая разница, говорила ей мама. Умная мама, начитавшаяся умных книжек. Она не верила: боялась. Поэтому читала, а позже стала писать; когда ей не хватало слов, бралась за акварель или за фотоаппарат. Если не помогало - снова читала.







В университете она стала изучать читательские практики подростков - таких, какой она была, пока не потеряла свою школьную подругу. Ей было любопытно, каким образом подростки встраивают в свою повседневность чтение: почему, имея друзей, школьные домашние задания, спортивные и музыкальные секции - почему им этого мало? Как современные ей школьники находят место и время, настроение и силы на чтение? Как, общаясь с друзьями, они говорят о книгах и что именно они обсуждают? Как герои книг открывают им новый мир, как школьники, находят новых себя - вот что ей было любопытно.
     Она поступила в магистратуру: новая глава. Или новая книга? Новым стал и исследовательский вопрос. Точнее, масса вопросов - о том, как школьникам прививают вкус к чтению, каким образом у них возникает к нему интерес, что способствует погружению их в литературный мир - иными словами, каковы технологии (направленные на внутриличностную и межличностную, групповую и массовую коммуникацию) формирования читательской культуры? Каким образом складываются читательские практики, ценностные ориентации и интерпретативные схемы, связанные с чтением?

Читать ее научила мама.
     Первая книга, которая ее «зацепила», был сборник сказок. Это первая книга, которую она упорно дочитала до конца. Мама гордилась, когда она смеялась над теми моментами, которые для того были задуманы автором, злилась на несправедливость героев, краснела от стыдливых ситуаций. После этого дома все долгое время в шутку говорили, что это единственная прочитанная ей книга - что, конечно, было обидно. И поэтому она боялась открыть новую книгу: вдруг все снова будут смеяться?
     Теперь же - если и будут - ее это больше не пугает.

социология культуры, чтение, визуальные методы, культура, социология, социология повседневности, практики, фотография, книги

Previous post Next post
Up