Оригинал взят у
lizka_bal в
Модный индикатор (Визуальные методы СИ) - Барни, ты что, в трениках?!
- Ну и, в трениках, но они от "Armani"!
("Как я встретил вашу маму") Ранее в своих эссе я уже обращалась к теме моды с теоретической точки зрения (как конструируется моный дискурс и как распространяются модные тенденции, на что указывает метафора социальной эпидемии и каковы элементы структуры моды, о чём вы можете прочитать, например, в очерке "Конструирование модного дискурса":
http://lizka-bal.livejournal.com/1265.html). Я не считаю тему исчерпанной, но и не являюсь достаточно компетентной в этой сфере, чтобы продолжать говорить или писать об этом. Что касается эмпирического взгляда на моду, то мне пришлось подключить наблюдательность и дополнительно поискать в Сети, какие тренды владеют умами современной молодёжи Большого Города. Погода подвела, и вместо того, чтобы снимать людей с оголёнными щиколотками или в одежде с короткими рукавами, я отправилась "фотографировать попы" - выбрав в качестве объекта фотонаблюдения людей в спортивной одежде, в частности, в спортивных штанах. Предупреждаю сразу: контент данного поста не является объективно-отстранённым. Если я задеваю чьи-то чувства несдержанностью или нетолерантностью, я прошу за это прощения.
Итак, в качестве поля наблюдения выступили продовольственный магазин, крупный торгово-развлекательный центр, петербургский метрополитен и главная улица города. Чарльз Пирс, основоположник семиотики, говорил, что порой некоторые вещи, будучи замеченными, становятся впоследствии навязчивыми: так, узнав о моде на спортивную одежду в повседневной жизни и проведя фотоисследование на эту тему, следующие пару дней после него я уже не могла обращать внимание ни на что кроме спортивной одежды. Моё восприятие города буквально преобразился: куда ни пойдёшь, везде треники-футболки-кроссовки, зачастую вперемешку с casual-стилем или классикой, зачастую и вовсе безвкусно, зачастую - ... В общем, мне остаётся только удивляться, насколько смешно и дико выглядят порой люди. Стоит отметить, что несочетаемость (или противоречивать) элементов заключается не только в стилевой эклектичности или безвкусицы - но и неуместности ношения спортивной одежды в центре большого города, а также стилевые различия во внешнем виде девушек и их спутников по променаду по городу.
Открывает "доску почёта" недавно появившийся в Интернете снимок пресс-секретаря президента в трениках:
Источник:
http://www.mk.ru/politics/2016/03/26/peskov-rasskazal-kak-popal-nochyu-na-moyku-v-krasnykh-trenikakh.html Пойти в соседний продуктовый магазин в домашних штанах - ещё куда ни шло, но вот сочетание кривой юбки со "снегоступами", пожалуй, странное:
Существует даже паблик ВКонтакте "Мода петербургского метро", где высмеиваются необычные, уникальные луки. Мои же попутчики в число жертв этого паблика вряд ли попадут:
Оправдаю девушку слева тем, что она, к примеру, собралась в армию, но вот той, что справа, забывшей надеть штаны (на второй такой же фотографии, которую я из этических соображений - простите, трусы там игриво сверкают своей улыбкой - решила не публиковать), остаётся только посочувствовать:
1. Консультант в магазине - как будто в пижамке (слева). 2. Девушка (справа) сама себя не уважает что ли?
1. Спортсмены тоже любят сладкое (фото слева сверху). 2. Работница сферы услуг (сверху справа):
Надел кроссовки для мобильности - и бегом по распродажам:
Модника от бомжа отличают, к примеру, выражение и цвет лица:
1. Хотя предыдущий критерий отличия, возможно, назван мной ошибочно (см. фото слева). 2. Пачка и "найки", класс... 3. У меня в голове не укладывается: про одетых таким образом людей иногда в шутку говорят: "Семки есть?" - намекая на их происхождение из неблагополучных районов. Почему же тогда такой внешний вид стал так популярен?
1. Мне казалось, что люди, одевающиеся по-разному, имеют различный образ жизни (грубо говоря: кроссовки - ты активен и энергичен; каблуки - ты более медлителен и, возможно, имеешь высокий статус или, как минимум, самооценку). Я ошибалась: девушка на снимке сверху, одетая в классическое пальто и в сапогах (промолчу про джинсы - шахтёрскую одежду), похоже, не испытывает дискомфорта при общении с мужчиной в спортивном чём-то, надетом как будто наизнанку, из-под пятницы суббота, да к тому же коротком). Как в фильме "Щит и меч": "Мы с тобой сегодня одинаково небрежны". 2. Девушка на фотографии внизу при особенно сильных порывах ветра, наверное, взлетает (это пальто - модернизация технологии зонта для полётов):
Бонус для читателей-зрителей: петербургские модники 2016 года:
Итак, настоящий очерк посвящён рассмотрению современных модных течений (время как смена трендов) в одежде, охарактеризовать которые объективно я не смогла, ибо каждый раз, садясь сочинять непредвзятый текст, я начинала хохотать в голос ещё над названием стиля (бабка-стайл, дача-стайл, купчино-стайл, бомж-стайл и тому подобные). Если ранее я могла комплексовать из-за того, что была не в модном дискурсе, то теперь я сознательно противлюсь по-обезьяньи подражать "модникам" и "модницам". Нет уж, увольте. И всё же постараюсь кратко проанализировать это безымянное модное течение.
Во-первых, носители таких модных индикаторов, как треники, олимпийки, кроссовки и футболки, могут подражать хип-хоп культуре: кумиры молодёжи (члены музыкальных групп зачастую одеваются "спортивно"). Кстати, эта культура, точнее, субкультура зародилась в латиноамериканском и южноафриканском кварталах Нью-Йорка - иными словами, в среде малообеспеченных граждан.
Во-вторых, культ здорового образа жизни мотивирует людей заниматься спортом или хотя бы создавать образ, имидж занимающихся спортом. Так, люди, гуляющие в центре города в кроссовках, возможно, они только что вышли с тренировки или хотят подчеркнуть свою приверженность к массовому увлечению спортом (если у меня есть кроссовки, значит, я иногда в них бегаю).
В-третьих, современная спортивная одежда многих людей, вовсе не обязательно связанных с модным дискурсом, привлекает удобством и, возможно, порой утилитаризмом. В дальней дороге наиболее комфортными являются треники - мягкие и свободные; всевозможные толстовки-худи-олимпийки-свитшоты одновременно защищают от холода-ветра-дождя, и прикрывают физические недостатки фигуры (не говоря о том, что некоторые производители брендовй одежды шьют одежду на заказ, по индивидуальным меркам) - и, как следствие, расковывают движения. Кроссовки - а стоит ли вообще говорить об удобстве кроссовок (опуская их некоторые недостатки вроде несочетаемости их с - я буду стоять на своём - юбками и платьями)?
Неверно будет говорить о доминировании какой-то одной из названных мной причин (наиболее очевидных: понятно, что их гораздо больше): мода, будучи эпидемией, распространяется по разным причинам, по разным каналам и в разных социокультурных полях (как среди слушателей молодёжных музыкальных жанров, так и среди путешественников, дачников, домоседов и многих других; её разделяют и молодёжь, и более взрослые социальные группы). Так или иначе, людей, предпочитающих в одежде спортивный стиль, больше, чем людей, использующих такую одежду по назначению, то есть занимающихся спортом.