Рекурсия в фотографии: фотоотчёт с семинара по НИР (Визуальные методы СИ)

Mar 05, 2016 10:05

Оригинал взят у lizka_bal в Рекурсия в фотографии: фотоотчёт с семинара по НИР (Визуальные методы СИ)
Социология на ранних этапах своего развития опиралась на позитивистские взгляды: классики Конт и Спенсер настаивали на обращении к естественнонаучным дисциплинам, познание мира в рамках которых является достоверным и точным. Такое познание представляет собой синтез логических и эмпирических методов. Так, среди заимствованных социологией методов точных наук можно назвать наблюдение, к которому я прибегла в своём недавнем мини-исследовании, проведённом на отчётном семинаре по научно-исследовательской работе среди магистрантов направления «Социологии культуры». Стоит отметить, что это наблюдение можно охарактеризовать как документальное, так как представляет собой фотофиксацию своего рода «исторического», то есть важного события для студентов. Кроме того, помимо исследовательского метода, социология переняла некоторые понятия и научные категории таких наук, как физика, биология и геометрия. Эти понятия прошли институционализацию, стали социологическими терминами, однако, встречаются и такие слова, которыми (в силу их ёмкости или выразительности - или ввиду отсутствия содержательных аналогов им в социологической науке) оперируют отдельные авторы - то есть понятия, не принятые ещё в научном сообществе. В данном эссе я предлагаю бесстыдно позаимствовать у математики (а также программирования и физики) такое понятие, как рекурсия.
Итак, рекурсия представляет собой передачу объекта или явления внутри самого этого объекта или явления. В математике рекурсия может иметь форму числовой последовательности, где каждый новый числовой аргумент содержит себя предыдущего; в информатике это вызов процедуры из неё самой; примером физической рекурсии может выступить бесконечное отражение зеркалами друг друга. В зоологии рекурсию можно проиллюстрировать (хотя, наверное, это понятие не совсем корректно употреблять применительно к этой научной дисциплине) возрастающей агрессивностью реакции животных в схватке (в таком качестве рекурсию можно перенести и на отношения между людьми: сила действия меньше силы противодействия, - хотя здесь снова я прибегла к физической науке). В молекулярных процессах, в биологии, относительно схожий процесс именуется положительной обратной связью. Также рекурсию можно встретить в лингвистике (сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным, создаваемые на основе простых предложений) и культуре (бесконечность повторения одного дня без возможности «выхода» из него в классическом американском кинофильме «День сурка»). Примеров можно привести предостаточно, но, надеюсь, идея моя ясна: в настоящей работе я представляю читателям, разумеется, в шуточной форме подборку фотографий, наглядно иллюстрирующих феномен рекурсии.
1. Этот снимок размыт в прямом и переносном смысле: в первом случае я подразумеваю техническую неграмотность, во втором - неочевидность рекурсии. Тема работы, которую защищает героиня этой фотографии, связана с потреблением кофе и коммуникативным пространством кофеен, кроме того, слева на снимке можно увидеть стаканчик с кофе. Поскольку меня эта тема взбодрила и оживила, как глоток самого кофе - осмелюсь охарактеризовать эту фотографию как пример рекурсии (иными словами, снимок бодрящего напитка на экране бодрит зрителя-слушателя и, вспоминая об этом прослушанном докладе, я как зритель смогла взбодриться для успешного осуществления попытки дописать настоящее эссе).

2. Теперь перед вами фотография с доклада о социальном конструировании баров. Аналогично предыдущей иллюстрации, она способна отвлечь меня от написания этой работы (например, я могу искать в интернете информацию о баре, который выступил кейсом в исследовательской работе - или о поведении людей в барах): фотография и связанные с ней воспоминания о дискуссии расслабляют, как и объект работы, представленной в докладе студентки. Так, «расслабляющая» тема доклада зафиксирована в «расслабляющей» фотографии.

3. Наиболее корректным визуальным документальным примером рекурсии выступает последняя фотография: она зафиксировала момент выступления студентки по теме исследования, связанной как раз с фотографией. Думаю, этот пример самый очевидный и дополнительных комментариев не требует.



Итак, в настоящей работе был проиллюстрирован процесс обращения социологии к более «опытным» научным дисциплинам (ранее я упомянула позитивизм лишь для обоснования своего обращения к ним) с целью заимствования понятийного аппарата для интерпретации данных, полученных в ходе документального фотонаблюдения. В качестве «комплимента» хочу поделиться с читателями фотографией, не имеющей отношения к теме исследования напрямую, однако тоже являющейся документальной в силу того, что она была сделана в день свадьбы моих друзей, к тому же среди людей, которые крайне редко собираются этим же составом. Этот снимок мы называем «матрешка-селфи» (кстати, матрешка тоже представляет собой пример рекурсии в культуре): на первом плане друг снимает селфи с человеком, который снимает селфи с человеком, который снимает селфи... и так несколько раз - замыкаясь на мне. Я же, вопреки ожиданиям, находясь в конце «цепочки», сделала два кадра: ожидаемое всеми шестое завершающее селфи и (!) кадр в обратном направлении - и тем самым, подобно зеркальной рекурсии, описанной выше, сделала возможным бесконечный круг селфи. Наслаждайтесь!


наблюдение, друзья, социология, кофе, селфи, фотография, документальное, рекурсия, познание, бар

Previous post Next post
Up