Использование смайлов как иллюстрация социальной обусловленности эмоций

Sep 30, 2015 23:00




Я веду живой разговор в чате Вконтакте, мы с собеседником активно обмениваемся смайлами. Но если посмотреть на меня со стороны, увлекательную беседу выдает только громкий стук пальцев по клавишам и напряженный взгляд в монитор; мое лицо спокойно, а тело неподвижно. Люди, переписывающиеся в Интернете, бывает, шутят про то, как они шлют улыбающиеся, смеющиеся смайлики с совершенно каменным лицом, подразумевая абсурдность ситуации и даже некоторую неискренность - якобы выражаемые эмоции не соответствуют внутреннему состоянию. Однако я уверена, что дело не столько в отсутствии искренности, сколько в социальной обусловленности выражения эмоций.
Использование смайлов при переписке обусловлено рядом факторов. Общение в Интернете стало важной частью повседневности индивида, при этом взаимодействие в письменном виде накладывает некоторые ограничения. По разным исследованиям, около 80% информации в беседе передается невербальными средствами: мимикой, жестами, интонациями. Тем не менее, некоторое время назад люди часто обменивались письмами, которые могли быть очень эмоциональными, несмотря на использование только вербальных средств. Чем же чат отличается от письма?
Основная характеристика чата - скорость, мгновенный обмен сообщениями, в котором важно быстро реагировать и демонстрировать обратную связь, иначе беседа не состоится. Он, в отличие от письма, не позволяет тратить время на формулировку и восприятие витиеватых фраз, и цель субъектов взаимодействия - передать суть, смысл в максимально краткой форме. Отсюда популярность сокращенных слов, аббревиатур, мемов в Интернете. Сообщить информацию наиболее точно помогают и смайлы, эмоциональные «маски», призванные выразить то, что мы не можем передать словами.
Как правило, переписка в Сети предназначена для повседневного общения, «болтовни» либо решения формальных вопросов, важные разговоры люди всё-таки стараются вести лично или хотя бы по телефону. Поэтому предлагаю взять за основу то, что в чате редко проявляются первичные эмоции, и речь идет об обмене вторичными. Исходя из этого, можно сделать вывод, что переписка в Интернете существенно облегчает перфоманс: гораздо проще выразить ожидаемую эмоцию смайлом, нежели мимикой и жестами, когда за каждым действием наблюдает собеседник. Более того, в чате, как и в реальном общении, формируются специфические социокультурные нормы проявления эмоций: если человек жалуется, говорит о проблемах, нужно ему «сочувствовать» -  L; если он показывает нечто смешное, отвечать ему соответствующей реакцией - :D и т. п.
В использовании смайлов проявляются и другие направления эмоциональной работы. К примеру, в чате можно легко презентовать себя в хорошем настроении, даже если дела идут не так, как хотелось бы, чтобы избежать лишних вопросов. Или преувеличивать радость и печаль с помощью повторяющихся смайлов: чем их больше, тем сильнее эмоция. Также практики взаимодействия в чате показывают, что смайлы отнюдь не универсальны - неуместно использованные знаки порождают непонимание. Например, если один субъект пытается узнать информацию у другого, а тот отвечает ему лишь «улыбочками», это можно трактовать как нежелание ей делиться, невнимательность, занятость и т. д.
А вот категория стыда в онлайн-переписке практически отсутствует в силу той или иной степени анонимности, мимолетности общения - одна тема быстро сменяется другой - и определенной поверхностности взаимодействия. Однако высказанные наблюдения не исключают культуры ведения переписки, уважения к собеседнику, искренности. Социальные сети и чаты - важный компонент взаимодействия в современном мире, и ответственное отношение к переписке заметно повышает качество общения.

ксения певзнер, социология повседневности

Previous post Next post
Up