Все то, что окружает людей, является отражением внутренних потребностей. Раньше человек больше уделял внешнему убранству, нежели внутреннему, душевному состоянию. Одним из этих примеров является стиль рококо, который направлен на внешнюю роскошь.
Рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Если для барокко необходима вся гамма эмоций - от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо - лишь изысканно тонких, изящных.
«Изящный» - ключевое слово данной эпохи. Вдохновителем стиля рококо стал итальянец Ж. О. Месонье.
Хотя этот стиль называют «стилем Людовика XV», но он не был чисто придворным искусством. Большинство построек рококо - это частные дома французской знати и загородные дворцы.
Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни.
Основные черты: мебель украшена причудливыми орнаментами, состоящими из завитков. На потолочных сводах и стенах изобилие лепных узоров, масок Амуров. В интерьере живописные панно-гобелены, зеркала в рамах с витиеватыми завитками, множество ажурного, изящного фарфора. В комнатах скругляются углы, потолки в виде сводов, множество арок, большое количество золоченых деталей. В колорите преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое с голубым, зелёным или розовым и непременное золото.
В мебели для сидения рождаются новые формы: канапе (диван в форме нескольких соединённых кресел), шезлонг, бертер (глубокое кресло). В формах кроватей также наблюдается достаточное многообразие. Сохраняется балдахин, но иногда он крепится не на колонках, а под потолком, и конструктивно с кроватью не связан. Сама кровать в отдельных случаях имеет не две, а одну спинку. Чрезвычайно большое распространение получают комоды, консоли и невысокие письменные столы-бюро.
Одним из устойчивых признаков мебели рококо является применение восточных, в частности китайских форм - в виде наборных изобразительных композиций передних частей комодов, в декоративных тканях и других.
В декоративном убранстве мебели стиля рококо резьба по дереву занимает очень скромное место. Её заменяют бронзовые накладки, преимущество которых ещё и в том, что ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывалась цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой.
Главный же мотив комнаты рококо - камин: невысокий, покрытый мраморной плитой и заставленный канделябрами, часами, фарфоровыми «безделушками» и прочими украшениями. Над ним обычно вешалось зеркало в роскошной раме.
Для освещения комнат используется множество настенных канделябров для свечей в виде статуэток и небольших сюжетных композиций. В большинстве случаев, чтобы усилить освещение комнаты, светильники размещаются либо напротив зеркал, либо рядом с ними. Они изготавливаются из фарфора, стукко, металла или фаянса, которые после отделки становятся блестящими и сами отражают колеблющееся пламя свечи.
Композиция из множества свеч в металлических или фарфоровых подсвечниках, расположенных поблизости от зеркала, даже если оно старовато и потемнело, внесет в интерьер колорит рококо.
Посуда тоже становится тонкой и изящной. Да и стекло здесь немного облагораживается.
Таким образом, стиль рококо - это максимум деталей, изящности, комфорта. Но он полностью отражал жизнь людей того времени. Для рококо характерна роскошь и максимализм, однако этот стиль отличается очень мелким внутренним содержанием.
В настоящее время стиль рококо используется дизайнерами в коттеджах, архитектура которых обычно соответствует такому интерьеру.