Побывал на форуме «Cyber Security Day 2022», в числе прочего послушал представителей госструктур о том, как должны вести себя в России зарубежные платформы и онлайн-сервисы.
Прежде всего, по мнению официальных лиц, зарубежный онлайн-сервис, ведущий бизнес в России, согласно «Закону о приземлении», должен (см. слайд из доклада):
1. Обзавестись личным кабинетом на сайте Роскомнадзора;
2. Иметь на своем сайте форму для подачи претензий;
3. Зарегистрировать в России представительство или дочернее юрлицо.
[Только я вижу противоречие между 3-м пунктом и словом "онлайн"?]
В плане борьбы с иностранными сервисами Роскомнадзор сейчас действует в тандеме с АНО «Диалог»: сам РКН умеет вести только монолог: сам принимает регламенты взаимодействия с сайтами, отправляет по своему регламенту требования (в какой-нибудь Твиттер, например), сам добивается штрафов за несоблюдение сервисом принятого РКН регламента...
В качестве победной реляции этой идеологии было представлено, что первая зарубежная компания, зарегистрировавшая личный кабинет на сайте РКН, - это Apple:
[если захотите проверить - имейте в виду, что сведения о представительствах проверяются не обычным запросом в ЕГРЮЛ о юридическом лице, а в отдельном сервисе:
https://service.nalog.ru/io.do ]
Роснадзор, усиленный интеллектом АНО «Диалог» (если кто не в курсе - это организация, ведущая по заказу московского правительства борьбу с фейками и т.п.), теперь способен добиваться бОльшего, чем «без пистолета»: особенно была отмечена докладчиками эффективность «замедления работы Твиттера» [нет, не DDoS; и это же государственный орган, поэтому «по определению» всё законно], в результате которого удалось добиться от Твиттера соблюдения части требований Роснадзора [злые языки говорят, что очень небольшой части]. Предложения из зала из серии «а вы не пытались оказать воздействие через общественные инструменты в стране регистрации сервиса?» (я в таких случаях говорю: «Добрым словом и пистолетом можно добиться большего, чем одним пистолетом») - по сути были не поняты ни представителями РКН, ни «Диалогом». В качестве примера альтернативного подхода было упомянуто, что, например, Нигерии удалось добиться от Твиттера выполнения ВСЕХ отправленных ему требований по удалению контента (а не небольшой части требований, как РКН) без применения «высоких технологий» по блокировкам или замедлению, чисто административным порядком.
Заодно с интересом послушал доклад АНО «Диалог» о борьбе с фейками [докладчик - Тимоффей Ви, ему искренне спасибо]. По мнению АНО «Диалог», поскольку «анонимность» - это уже устаревший для Интернета концепт [я уже неоднократно писал о том, что он сменяется «приватностью»], а эпоха интернет-анархии уходит постепенно в прошлое, то следует ожидать отхода от него в сторону ЕДИНСТВЕННОЙ альтернативы: идентификации всех пользователей, которая только и способна обеспечить безопасность пользования Интернетом (= спасти Интернет).
По данным проведенных РОЦИТ социологических исследований, 58% пользователей считают безопасность интернета важнее анонимности [очевидно, никто не посчитал нужным объяснить опрошенным, что существуют и другие варианты]. Более того, 51% опрошенных одобряют повальную идентификацию пользователей ради безопасности Интернета и лишь 35% - не одобряют (видимо, они все же слышали что-то про приватность, а то и замечают тонкую разницу между идентификацией и идентифицируемостью…).
Итого, краткое резюме: государственные органы (в лице РКН) ведут российское интернет-пространство к обязательности исполнения регламентов, выпускаемых Роснадзором, и к идентификации всех пользователей интернета.
Вместо цифровой анархии - нас ждёт цифровая диктатура.