Церковь и контрреволюция. Реакция на первые декреты Советской власти

Apr 05, 2017 13:06

Оригинал взят у tov_mauser2_0 в Церковь и контрреволюция. Реакция на первые декреты Советской власти



После выборов патриарха началось открытое агрессивное противостояние церкви против Советской власти. Цинично прикрываясь религиозными лозунгами, патриарх Тихон возглавил активную политическую борьбу за интересы князей церкви и власть эксплуататоров.



С НАРОДОМ ИЛИ ПРОТИВ НАРОДА?

Уже в специальном послании от 11 ноября 1917 г, через шесть дней после избрания патриарха , собор дал оценку Октябрьской социалистической революции, назвав её “бедствием”, и призвал трудящиеся массы к покаянию, к возвращению на “путь Христов”. Большевики в этом послании назывались “братоубийцами” и “насильниками”.

Первые декреты Советского правительства о мире и о земле духовенство встретило в штыки. На Декрет о земле собор откликнулся воззванием, в котором возмущался тем, что крестьяне, согласно декрету, “насильно”, как писали церковники, “забрали себе церковную и частновладельческую землю, запахали самовольно причтовое поле, вырубили церковный или частновладельческий лес”.

Реакция церковников на Декрет о земле, по которому все земли в России, в том числе и церковные, становились собственностью трудового народа, была вполне закономерна. Борясь против Декрета о земле, церковники прежде всего защищали свое имущество и имущество своих собратьев-помещиков. Что же касается Декрета о мире, то он поставил служителей культа в трудное положение. Дело в том, что они всегда любили изображать себя «миротворцами». Советское же правительство предлагало всем воюющим странам и их правительствам немедленно начать переговоры о справедливом и демократическом мире. Как будто бы этот декрет должен был соответствовать идеалам православной церкви. Однако, как только Второй Всероссийский съезд Советов по предложению В. И. Ленина принял Декрет о мире и Советское правительство обратилось ко всем воюющим державам с предложением немедленно заключить мир без аннексий и контрибуций, церковники ополчились против мирных предложений рабоче-крестьянского правительства. Уже в упоминавшемся выше воззвании собора от 11 ноября 1917 года в отношении Декрета о мире говорилось следующее: «...рушится держава российская от этого беснующегося безбожья... Для тех, кто видит единственное основание своей власти в насилии одного сословия над всем народом, не существует родины и ее святыни. Они становятся изменниками родины, которые чинят неслыханное предательство России и верных союзников наших».

Ровно через шесть дней, 17 ноября 1917 года, собор принимает другое обращение к верующим, в котором также резко осуждались миролюбивые действия Советского правительства. Причем интересен не только сам факт этого осуждения, но и его тон. В этом обращении церковники называли первое в мире рабоче-крестьянское правительство «группой людей, силою оружия захвативших власть». Они заявляли от имени «ста миллионов православного населения», что «лица, вступившие от лица Российского государства в международные отношения, не являются свободно избранными представителями населения и выразителями мысли и воли нации, почему и не могут быть признаны правомочными в деле ведения мирных переговоров»

Несмотря на неоднократные обращения Советского правительства с предложением начать мирные переговоры с государствами австро-германского блока, правительства стран Антанты даже не ответили на эти мирные предложения. В создавшихся условиях Советское правительство вынуждено было самостоятельно начать переговоры о мире с Германией и ее союзниками. Во время этих переговоров, происходивших в Брест-Литовске, германская делегация, пользуясь трудным положением молодой и неокрепшей Советской Республики, выдвинула грабительские условия мира. Советская Республика в это время фактически не имела армии, в народном хозяйстве царила разруха, измученный народ ждал окончания войны. Перед Советским правительством встал вопрос: либо пойти на самые тяжелые условия мира, либо вести войну и неизбежно погубить Советскую власть.

Представители свергнутых революцией классов буржуазии и помещиков, а заодно с ними меньшевики и эсеры подняли шум: большевики, мол, предают Россию. С посланием к «народу»[*] обратился и патриарх Тихон. «Горе той власти, которая довела русских людей до такого отчаяния»,- восклицал он и призывал верующих к борьбе с Советской властью. О германских же поработителях патриарх говорил так: «Пусть даже враг сильнейший и пленит на время ваши города и селения, вы примите сие как выражение гнева божия, на вас низведенного волею провидения за прошлое».

____________________
Примечание:
[*] Ещё одна очень любопытная цитата из послания патриарха Тихона: "... бедные и убогие, не злобствуйте на имущих достаток, «не ожесточайте сердец ваших», не кляните жребия своего и «довольни будете оброки вашими»..."
_____________________

Патриарх Тихон не преминул откликнуться и на заключение Брестского мира. 18 марта 1918 года Тихон писал, что “церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир”

ПРОТИВ СВОБОДЫ СОВЕСТИ

Апогеем этой антисоветской кампании в рассматриваемый период явилось послание патриарха Тихона к верующим от 19 января 1918 года. Послание было наполнено клеветническими нападками на Октябрьскую революцию, проклятиями и угрозами по адресу большевиков.
Оно, как отмечал И. И. Скворцов-Степанов, было «с большой злобой и ненавистью писано. Каждая строчка в нем клокотала яростью. Попытайтесь выбрать из него крепкие выражения, и вы быстро получите хороший букетик: «зверский», «изверги рода человеческого», «грозное слово обличения», «безумцы», «дело сатанинское», «огнь геенский в жизни будущей», «страшное проклятие потомства в жизни настоящей», «анафематствуем вас» и т. д.»

Тихон предал анафеме Советскую власть и в конце воззвания призывал верующих встать «на защиту оскорбляемой и угнетаемой» церкви и, «если нужно будет, и пострадать за дело Христово, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола…», а духовенство - организовывать паству для этой борьбы. «Немедленно устрояйте духовные союзы, зовите... становиться в ряды духовных борцов»

“Истина христова, провозглашенная патриархом, - писали “Церковные ведомости”, - требует решительной борьбы с революцией вплоть до жертвенного подвига.”

После опубликования декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» начинается новый этап церковной контрреволюции.

22 января 1918 года собор принимает постановление, в котором выражает полную солидарность с патриаршим воззванием от 19 января и обращается к духовенству и верующим с призывом «объединиться ныне вокруг патриарха, дабы не дать на поругание веры нашей».

Спустя три дня, 25 января, церковный собор принял специальное постановление, которое так и называлось: «По поводу декрета народных комиссаров об отделении церкви от государства». Очевидно, в расчете на то, что неграмотные в своей массе верующие узнают о декрете прежде всего из уст многотысячной армии духовенства, в постановлении злостным образом извращалась суть декрета. Церковники называли этот декрет покушением «на самое существование православной церкви», заявляли, что он продиктован «сатанинским умыслом» и призывает к «открытому гонению» на церковь и религию.

На борьбу с Советской властью собор звал верующих и в специальном воззвании «К православному народу», принятом 27 января 1918 года: «Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все, и мужчины и женщины, и старые и малые, составляйте союзы для защиты заветных святынь... Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание»

_____________________________
Р.Ю. Плаксин “Тихоновщина и ее крах”. С НАРОДОМ ИЛИ ПРОТИВ НАРОДА?

Р.Ю. Плаксин “Тихоновщина и ее крах”. ПРОТИВ СВОБОДЫ СОВЕСТИ

Патриарх Тихон, РПЦ и Советская власть

Previous post Next post
Up