Оригинал взят у
tov_mauser2_0 в
Церковь и контрреволюция. В белогвардейской армии. 1927 год, Югославия, слева направо: генерал барон П.Н.Врангель, митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Анастасий (Грибановский), супруга Петра Николаевича баронесса Ольга Михайловна Врангель
Советские декреты лишили Церковь тех привилегий, которые при монархии, позволяли ей бесконтрольно обогащаться и эксплуатировать население. А поскольку Церковь являлась такой же естественной частью эксплуататорского класса, как дворяне и помещики, то для борьбы за свою собственность и колоссальные денежные доходы, она нуждалась в союзниках. Таким идеальным союзником стала белогвардейская армия, которую Церковь "благословила" на гражданскую войну.
Наиболее активное противодействие декретам народной власти оказывала та часть церковных деятелей, которая находилась на территориях, подконтрольных интервентам и белогвардейцам. Именно из них и оформилась в эмиграции Русская Православная Церковь Заграницей(РПЦЗ), которая в июне 1941 года назовет Гитлера
"Христолюбивым Вождем германского народа" Цитаты из книги Р.Ю. Плаксина “Крах церковной контрреволюции 1917-1923 г.г.”: [*]
С энтузиазмом встретили церковники инспирированный Антантой антисоветский мятеж чехословацкого корпуса, который начался 25 мая 1918 г.
Приветствуя белочехов, православное духовенство Уфы отслужило на центральной площади города торжественный молебен. Верующих епископ уфимский (Андрей Ухтомский,- прим.) призывал всемерно помогать белочехам: "Они спасли и нашу Уфу, и Казань, и Симбирск... Но их мало! Им нужна помощь"
Епископ екатеринбургский и ирбитский Григорий (Яцковский - прим.), чествуя белочехов - "освободителей" города Екатеринбурга, совершил в кафедральном соборе торжественное богослужение и освятил вручавшиеся им знамена.
Восторженно встретило духовенство и начавшуюся весной 1918 г. интервенцию стран Антанты против Советской России. Когда Архангельск был занят англичанами, на Соборной площади города состоялся благодарственный молебен."Радость перешла в восторг,- говорил протоиерей Лелюхин,- когда на землю нашего города сошли с кораблей прибывшие к нам благородные союзники наши..."
Не менее обрадовались приходу интервентов церковники и на юге России. Вот как описал один из белогвардейцев встречу интервентов в Новочеркасске. "Как только союзники вошли в собор, приехал атаман и начался молебен, который служил Архиепископ донской и новочеркасский Митрофан в сослужении с архиепископом аксайским Гермогеном".
Ликовали церковники и по поводу японской интервенции. Так, епископ забайкальский и нерчинский Мелентий в воззвании "К православным чадам Забайкальской епархии" писал: "Доблестные войска дружественно верной Японии... помогают возрождению нашей государственности."
Когда правительства стран Антанты вынуждены были отозвать своих солдат, церковники делали все возможное, чтобы удержать их от этого шага. Так, архангельский Союз духовенства и мирян, духовенство Карелии, монахи Соловецкого монастыря обратились в августе 1919 г. к архиепископу кентерберийскому с посланиями, прося английских христиан “помочь своим братьям”, сказать “своему правительству, что теперь еще преждевременно лишать братской помощи Северную область, но надлежит оставить ее там до того момента, когда по прошествии грозы положение русского народа прояснится и он сам в состоянии будет охранять свою безопасность и свои святыни”.
***
Тесно связаны были церковники и с представителями крупнейших контрреволюционных организаций, известных под названием Тактического центра и Национального центра.
Опорной базой различных мятежников были зачастую монастыри. Они являлись убежищем бывших царских офицеров, юнкеров, скрывавшихся там порой под видом монахов. На территории многих монастырей хранились большие запасы оружия и боеприпасов. Так, в Соловецком монастыре сотрудниками ВЧК были обнаружены 8 трехдюймовых орудий, 2 пулемета, свыше 600 винтовок и берданок, а также большое количество боеприпасов. В киевском Михайловском монастыре были найдены зарытые в навоз 4 пуда динамита, винтовки, 900 патронов. Станковые пулеметы, винтовки, патроны и ручные гранаты были обнаружены и на территории Матренинского женского монастыря на Украине.
***
Колчаковское правительство специальным постановлением признало выбранное томским соборным совещанием (проходило с 1 по 20 ноября 1918г. - прим.) церковное управление временным высшим представительным органом православной церкви.
Временное высшее церковное управление на юго-востоке России было создано проходившим в Ставрополе в мае 1919 г. церковным собором. “Необходима борьба, - заявил Деникин,- и я от души приветствую поместный собор юга России, поднимающий меч духовный против врагов родины и церкви”
Для того чтобы добиться от иностранных капиталистов активации и расширения помощи белогвардейщине, представители церковных управлений постоянно ездили за границу. Так в апреле 1920 г. из 18 членов и кандидатов в члены Временного высшего церковного управления на юго-востоке России 14 находились в такого рода поездках.
***
С целью контрреволюционного воздействия на верующих церковники фабриковали и различные чудеса. Так, архангельское духовенство, дабы убедить верующих, что сама богородица покровительствует захваченному белогвардейцами городу, сочинило в конце августа 1919 г. специальный акт. В этом акте говорилось о том, что группа гимназистов видела в небе над Архангельском богородицу, которая простирала над городом руки.
***
Повседневной агитацией в пользу белых армий занималась церковная печать.В Уфе, например, выпускали журналы "Уфимский церковно-народный голос" и "Заволжский летописец". В Севастополе во времена Врангеля с благословения епископа Вениамина выходила газета "Святая Русь" и т.д.
Постоянно выступало духовенство и на страницах белогвардейских газет. Вот что писал в колчаковском “Правительственном вестнике” епископ уфимский Андрей: “… нет, жив господь! Воссияет на земле правда и погибнет все зло - рабоче-крестьянское правительство… Всю эту грызню пролетариев с буржуями нужно немедленно остановить и забыть, как скверный сон”
Широко распространялись белогвардейцами и написанные духовенством антисоветские листовки и прокламации. Архангельские церковники сразу же после свержения Советской власти в Архангельске выпустили прокламацию под названием “Довольно алой крови”. В ней писалось: “Гоните Советскую власть. Гоните зверя красноармейца. Они своим приходом несут вам кровь, голод, разорение и смерть. Долой кровавую Красную Армию. Да здравствует жизнь! Да будет с нами бог!”
Вступать в белые армии убеждали послания церковного руководства. Так, воззвание сибирского Высшего временного церковного управления в июле 1919 г. призывало “идти с крестом на груди и с оружием в руках на предателей и мучителей народа”. Духовенству было дано указание прочитать это воззвание всем верующим, разъяснить им значение его и призвать их “к исполнению долга”.
***
Во многих епархиях, расположенных на белогвардейских территориях, осведомительная служба была поставлена очень широко. В Забайкальской епархии существовали осведомительные отделы по благочиниям, кружки и группы по приходам. При самом епархиальном совете был создан осведомительный отдел, непосредственно подчиненный штабу Читинского (Забайкальского) военного округа. В задачи кружков и подотделов входило собирание сведений о политических настроениях населения, выявление неблагонадежных, списки которых направлялись потом в контрразведку.
В мае 1919 г. на одном из принадлежащих Соловецкому монастырю островов с благословения монахов была образована ссыльно-каторжная тюрьма, в которой белогвардейские палачи содержали представителей большевистского подполья, захваченных в плен партизан, а также многочисленных заложников, подвергая их всяческим издевательствам
***
В армии Колчака насчитывалось около двух тысяч церковников, в армии Деникина более тысячи, а в армии Врангеля - более пятисот.
Для руководства работой военного духовенства в белых армиях, как и в царской армии, существовали специальные должности церковников при штабах армий, корпусов, дивизий. Общее руководство деятельностью военного духовенства в армии Колчака осуществлял протоиерей Русецкий, в армии Деникина - бывший протопресвитер военного и морского духовенства царской армии Георгий Шавельский, в армии Врангеля - епископ Вениамин.
***
Особенно важное место в контрреволюционной деятельности на захваченных белогвардейцами территориях занимала антисоветская работа в белых армиях. Главным образом эту работу выполняло военное духовенство, кадры которого в белых армиях были довольно многочисленны. Так, в армии Колчака насчитывалось около двух тысяч церковников, в армии Деникина более тысячи, а в армии Врангеля - более пятисот.
Для руководства работой военного духовенства в белых армиях, как и в царской армии, существовали специальные должности церковников при штабах армий, корпусов, дивизий. Общее руководство деятельностью военного духовенства в армии Колчака осуществлял протоиерей Русецкий, в армии Деникина - бывший протопресвитер военного и морского духовенства царской армии Георгий Шавельский, в армии Врангеля - епископ Вениамин.
***
Для борьбы с Советской властью церковники формировали и специальные религиозные военные отряды. Так, духовенство Сибири развернуло активную деятельность по созданию Дружин святого креста.
Помимо этих дружин в Сибири по инициативе архиепископа Сильвестра и английского генерала Нокса формировались и другие подобного рода белогвардейские части: полк Иисуса, полк Богородицы, полк Ильи Пророка и т.п.
***
Кабаев Мокий Алексеевич, создатель "крестоносной дружины"
___________________________________
[*] Р.Ю. Плаксин “Крах церковной контрреволюции 1917-1923 г.г.”
Глава четвертая. В годы Гражданской войны.