Святейший Патриарх Кирилл: В XIX веке Церковь была лишена свободы

Dec 04, 2014 14:35



http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/03/svyatejshij_patriarh_kirill_v_xix_veke_cerkov_byla_lishena_svobody/
Церковь была многого лишена в XIX веке. Нам иногда кажется, что она жила в условиях свободы и государи императоры ей особо покровительствовали, и такие величественные храмы, как этот Храм Христа Спасителя, были построены в ту эпоху. Казалось, что Церковь находится в очень благоприятном положении. Но на самом деле Церковь лишена была самого главного. От нее, от ее имени с обществом и с народом говорил не святитель Филарет, у него не было такой власти. И у Синода не было такой власти. И ни у одного церковного писателя, ни у одного архиерея не было такой власти. Власть была только у императора.

И потому проповедь церковная осуществлялась лишь в поле личной человеческой жизни. Поэтому Церковь обращалась к личности - и правильно делала, потому что из сердца человеческого исходят дурные помыслы (см. Мф. 15:19). Но опыт последовавших революционных потрясений дает нам ясное понимание, что греховными могут быть не только люди, но и человеческие общественные отношения. Система общества может быть греховной. А на этом поле Церкви было запрещено работать, она не обращалась к людям с посланиями, не призывала их к действиям, которые могли бы остановить движение общества, народа и страны в бездну революционного кошмара. Она была лишена свободы. И отсутствие этой свободы больно отозвалось в жизни нашего народа.

Церковь прошла сквозь тяжелейшие годы гонений, когда даже к личности она не всегда могла обращаться, когда и за этим словом внимательно наблюдали ― как бы чего лишнего батюшка не сказал; и если кто-то из священников искренне и современно выражал свои мысли, то такого непременно записывали в неблагонадежные. И когда вышла Церковь из этой эпохи и обрела реальную свободу, в том числе и свободу определять свою позицию по отношению к жизни народа, к жизни общества, с христианской точки зрения оценивать характер общественных отношений, вот тогда впервые, может быть, в истории наша Церковь обрела способность говорить народу правду не только о личных проблемах человека, но и об общественных отношениях.

А что это означает? Это означает, что только так Церковь может христианизировать или, выражаясь словом более приемлемым для современного общества, гуманизировать человеческие отношения. Потому что не может быть подлинной гуманизации без Божественного участия. Гуманизация без Бога оборачивается атеизацией, разрушением человеческой личности, идолопоклонством. И сегодня нашей задачей является проповедь, обращенная как к людям, к личностям, помогающая им разобраться в самих себе, в своих семейных отношениях, так и ко всему народу. Потому что без этой проповеди не будет реальной системы координат, и мы снова можем оказаться перед страшными испытания, подобные тем, что постигли нас в начале XX века.

Вот почему сегодня Церковь занимается очень многими вопросами. Нам иногда говорят: "Не ваше дело оценивать характер общественных отношений, не ваше дело говорить, что справедливо, а что несправедливо в экономике, в политике". Но если так, то Церковь опять не сможет привносить Божественное слово в систему общественных отношений, отдавая эти отношения на откуп обезбоженному сознанию. Мы не имеем права повторять те ошибки и становится на позицию, которую вынуждена была в прошлом занимать Церковь, не имевшая в XIX веке полной свободы.

Мы призваны сегодня к тому служению, которое дает возможность свидетельствовать о Христе ближним и дальним. Именно этому подчинен диалог Церкви и государства. Именно этому подчинен диалог Церкви и общества, диалог с миром науки и образования. Именно этим целям подчинен межрелигиозный диалог. Через этот диалог со всеми Церковь доносит не силой власти, оружия или принуждения, но силой слова Божия те мысли, без усвоения которых не может быть подлинной гуманизации личной и общественной жизни.

Патриарх Кирилл

Previous post Next post
Up