71-й псалом традиционно считается молитвой царя Давида о своем сыне и наследнике Соломоне. Существует также мнение, что автором его является сам царь Соломон. Кем бы в действительности ни был создатель псалма, текст его написан от лица народа, обращающегося к Богу с молитвой о даровании ему доброго государственного правления.
Идеальный правитель, в понимании псалмопевца, должен руководствоваться в своих действиях Божественной правдой: 1 Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду.
Поэтому он является миротворцем: 3 да принесут горы мир людям; 7 и будет обилие мира.
Он защитник бедных: 13 Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет; 14 от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его.
В его судах вершится истинное правосудие: 2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде.
Вся система организации общества содействует формированию и проявлению добродетели в людях: 7 во дни его процветет праведник
Не войны, не завоевания, но справедливое общественное устройство в стране обеспечит царю огромный международный авторитет и лидирующее положение в мире: 11 и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему; 12 ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника.
Результат мирного и справедливого правления - изобилие пищи и рост народонаселения:
16 будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле
1 Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, 2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; 3 да принесут горы мир людям и холмы правду; 4 да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя,- 5 и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов. 6 Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю; 7 во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна; 8 он будет обладать от моря до моря и от реки* до концов земли; 9 падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах; 10 цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; 11 и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему; 12 ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника. 13 Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет; 14 от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его; 15 и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его; 16 будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле; 17 будет имя его [благословенно] вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его**; и благословятся в нем [все племена земные], все народы ублажат его. 18 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, 19 и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь. 20 Кончились молитвы Давида, сына Иесеева.
Таким образом, идеал справедливого, милосердного царя - защитника бедных был освящен авторитетом Библии и Церкви. Можно предположить, что само чтение 71-го псалма могло настраивать христиан довольно критично по отношению к их земным властям.