25 марта. Идём на выставку. Поднимаемся по лестнице к огромной светящейся надписи «Гелий». Гелий - значит солнечный. Мы, которые пережили «Утомлённых солнцем», «Солнечный удар», «Утомлённых солнцем-2» и т д., когда продажные певцы «утомились» воспевать социализм, рабочий класс, человека труда и принялись воспевать царскую семью, дворянство, американизм, культ разврата и наживы, - идём на встречу с творчеством человека, который остался верен себе, своему социалистическому реализму (и даже посмертную свою выставку 2013 года успел назвать «Библия глазами соцреалиста»).
На пороге первого зала нас встречает первый герой Коржева: нам в глаза смотрит своим единственным левым глазом солдат в гимнастёрке. Опущенное правое веко закрывает пустую глазницу. Картина «Следы войны» - первая из военного цикла. Тему продолжает полотно «Облака. 1945 год»: женщина с усталым неулыбчивым лицом сидит на скамейке, рядом с ней на земле - мужчина, у него вместо одной ноги - культя с протезом: война кончилась, но многие потери невосполнимы… Картина «Старые раны» - очень пожилой человек лежит на кровати без сна: болят раны, болят… Не торжественный парад, не генералы в сверкающих орденами мундирах, а рядовые работники войны. Хорошо, что молодое поколение может их увидеть. Хорошо, что они в этом зале. Впрочем, патриотизм сейчас - модная тема… А вот есть ли на выставке «Поднимающий знамя»? Есть ли великий триптих? Есть. В отдельном помещении. Прямо перед входящими, как и положено - рабочий со знаменем. Справа - «Интернационал»: трубач, играющий гимн на поле боя. За ним, прикрывая ему спину - боец с красным флагом. Вокруг свистят пули, вот на земле валяется чья-то винтовка, видны ноги убитого; может быть, через секунду и трубач рухнет, сражённый свинцом, но пока жив - он продолжает играть, вдохновляя товарищей на подвиг… А слева - то, ради чего шла борьба: картина «Гомер», мастерская художественного училища, где вернувшийся с фронта защитник революции, ещё в армейских ботинках, в обмотках и галифе, сняв только будёновку, лепит из глины копию гипсового бюста древнегреческого сказителя… Как великолепно раскрыта тема Революции: не для того лишь свершилась она, чтобы накормить голодных, но чтобы дать простым людям труда их главное достояние: мировую культуру. Но раз есть Революция, то должен быть и Ленин. Да, вот он, в другом зале. И тоже - отнюдь не «парадный», не вождь на трибуне, а скромный простой человек в своей неизменной пролетарской кепке, с газетой «Правда», засунутой во внутренний карман расстёгнутого пиджака. Рядом с ним - мужчина. Крупный, чуть не на голову выше Ильича. По виду крестьянин. Он явно слеп - смотрит перед собой остановившимися бесцветными глазами. Картина называется «Беседа». Кажется, тут аллегория, и этот мужик - олицетворение самого народа, тогда в основном состоявшего из крестьян, слепого и тёмного до революции - и Ленин его просвещает… На соседней стене картина «К своим», тоже оттуда, из послеоктябрьской эпохи - гражданская война в Средней Азии: красноармеец и местный житель в традиционном полосатом халате, видимо, тоже сторонник большевиков, раненый - опирается на плечи красноармейца, который помогает ему идти…
Полностью по ссылке
http://rkrp-rpk.ru/content/view/14217/