Интервью Светланы Савицкой, первой в мире женщины-космонавта, вышедшей в открытый космос

Apr 07, 2016 21:58



Беседа с дважды Героем Советского Союза, космонавтом Светланой Евгеньевной Савицкой
12 апреля 2015 г.

- 12 апреля. День космонавтики впервые совпал со Светлым Христовым Воскресением, и поэтому у нас в гостях дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт, депутат Государственной Думы Светлана Евгеньевна Савицкая. Светлана Евгеньевна, скажите, существует ли в сегодняшней космической отрасли такой прорывной проект, который вернул бы нас на потерянные позиции?

- Вы правильно поставили вопрос: действительно, нужен прорывной проект. Для нас и всей международной космонавтики им мог бы стать полет на Марс. Об этом говорят с конца 1990-х годов, даже лозунг был: «Вместе на Марс». Когда в 1989 году мы с Георгием Михайловичем Гречко были в Америке, там как раз об этом говорили. Сколько времени прошло - одни разговоры. Проект полета на Марс будет прорывом и в знаниях, и в технике. Несомненно, он должен быть международным, проектом всего человечества, всей нашей цивилизации. Но в связи с тем что сейчас с нашими основными друзьями-соперниками американцами, которые являются нашими партнерами по международной станции, ситуация очень напряженная, так как они думают, как бы от нас что-то урвать, а мы сопротивляемся, то на сегодняшний момент, я думаю, договоренности осуществлены не будут. Но в будущем такой проект должен быть.

- В 1966 году Светлана Савицкая окончила московскую среднюю школу № 637, летом того же года поступила в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (МАИ), который окончила в 1972 году. Во время учебы в МАИ занималась в Калужском авиационном летно-техническом училище, входила в состав сборной СССР по пилотажному спорту. В 1970 году выиграла первенство мира по пилотажному спорту, установила три мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолетах. В конце 1970-х годов - летчик-испытатель КБ Яковлева. Освоила более 20 типов самолетов. Общий налет - более 1500 часов.

- Королев в своё время делал так: он ставил четкую задачу и собирал все силы для ее решения. У него для этого были и возможности, и власть, и права, он был безусловным авторитетом. Сейчас такого авторитета в нашей космонавтике нет ни у нас, ни у американцев, поэтому и не ставятся серьёзные задачи. Последний раз у нас таким большим делом был проект «Энергия-Буран» в 1970-80-х годах.

- Вы имели прямое отношение к этому проекту.

- Я хотела в него попасть. Если бы проект не закрыли, то попала бы в экипаж, потому что я все-таки летчик. Даже когда я оканчивала МАИ, то специально делала диплом на фирме Микояна, потому что знала, что там разрабатывался орбитальный многоразовый корабль «Спираль», который потом у нас стал совершенно другим. На мой взгляд, это был последний этап, когда мы собрали все силы, весь интеллект и сделали этот корабль, который был совершенно уникальным: он садился в беспилотном варианте. У американцев никогда такого вообще и не было: они боялись это делать.

- Этот проект был уничтожен?

- Его просто перестали финансировать. Сначала Горбачев прекратил финансирование: тогда с деньгами уже было плохо, страна - в долгах, нефть дешевая, а потом, после развала СССР, к власти пришел Ельцин. Но формально проект закрыли только в начале 2000-х годов. Никто не хотел быть тем человеком, который его закроет. Черномырдин говорил, что он не будет тем премьер-министром, который подпишет документ о закрытии проекта, но при этом прекратили финансирование. В итоге, конечно, проект умер. Поэтому полет на Марс должен быть прорывом; должна быть идея, задача, поставленная хорошим руководителем, и должны быть возможности как финансовые, так и другие.

- С августа 1980 года Светлана Савицкая в отряде космонавтов МПО «Энергия». Первый полет она выполнила в августе 1982 года в качестве космонавта-исследователя кораблей «Союз Т-7» и орбитальной станции «Салют-7» вместе с Леонидом Поповым и Александром Серебровым. Это была третья экспедиция посещения орбитальной станции. Свой корабль космонавты оставили членам первой миссии «Салюта-7» Анатолию Березовому и Валентине Лебедевой, а вернулись на Землю на их корабле «Союз Т-5». Светлана Савицкая стала второй в мире женщиной-космонавтом через 19 лет после полета Валентины Терешковой.

- Как Вы считаете, космическая идея может стать частью национальной идеи, которая поднимет дух и чувство собственного достоинства нашего народа?

- Я считаю, что авиация и космонавтика - это дух нашего народа, выражение его национальной сути. Космонавтика ведь вышла из авиации. Основные знания - аэродинамика, динамика, материалы, конструкция - вышли из авиации, хорошо уже поднявшейся в техническом плане после войны; она дала возможность скачка в космонавтике. Поэтому космонавтика - это наш национальный дух, увлечение.

- Вы человек-легенда, вы первая и единственная женщина, которая вышла в открытый космос.

- Нет, не единственная. В нашей космонавтике не было женщин, а за рубежом через несколько месяцев после меня в космос вышла американка Кэти Салливан. Мы для того и работали, чтобы быть первыми, приоритетными в этой области. Недавно праздновали 50 лет со дня выхода в космос Леонова - первого человека, вышедшего в космос. У нас в качестве приоритетов были и первый полет человека, и первый выход в космос, поэтому первый выход женщины в космос тоже должен был быть наш, и я проявляла инициативу в этом направлении. Когда стало ясно, что американцы планируют выход женщины в космос, то мне сказали: надо готовиться. Это был приоритет страны, это важно.
..............................................
- Вы ведь маршальская дочка. Расскажите о роли отца в Вашей жизни. Какие заповеди он оставил, которыми Вы пользуетесь до сих пор?

- У нас в семье не было принято читать нравоучения. Родители оба работали с утра до ночи. Зато делать умели все сами. Сами себя могли обслужить. Отец был маршалом, но он мог носки себе постирать, мусор вынести, приготовить что-нибудь. Он был бывшим беспризорником и все умел. Он считал, что человек должен уметь сам себя обслужить всегда.

У нас в школе была патриотическая система воспитания. Но не потому, что учили, что надо любить Родину, а потому, что учили тому, какая у нас Родина, что Родина выиграла войну, Родина вышла в космос, у Родины такая авиация и такая армия. Учили на героических примерах. А за последние двадцать лет из школы это убрали, и только сейчас предпринимаются попытки вернуть, и то с потугами. Как только начинается разговор про воспитание патриотизма, сразу новая гнилая либеральная интеллигенция, которую называют пятой колонной - и, действительно, часть из них является пятой колонной - начинает кричать, что опять в школе будут учить патриотизму, опять будет военное воспитание. А у нас это было, и мы все понимали, что все зависит только от тебя. Будут у тебя способности, настойчивость, здоровье и целеустремленность, тогда добьешься всего, чего захочешь. Страна открывала возможности. Сейчас такого нет.
......................
- Вот такой личный вопрос, связанный с женской судьбой: Вы человек-легенда, овладели столькими мужскими профессиями. Что для Вас значило рождение сына?

- Я считаю, это был самый счастливый день в моей жизни. Не выход в открытый космос - это была работа, которой ты хотел заниматься, достижение цели, а с эмоциональной стороны самый счастливый момент - это рождение ребенка.

- Семья Вам оказывала поддержку на Вашем пути?

- Конечно. Даже если взять родителей. Я авиацией начала заниматься рано, в 16 лет, когда еще в школе училась, но никогда не слышала, что, может, не надо этим заниматься, что это опасно. Понятно, что я этого не слышала от отца. Ему нравилось, что я пошла в авиацию, хотя я от него это скрывала. У нас игра такая была: я что-то делаю, а он пытается узнать. Но даже от матери я никогда не слышала ничего подобного.
Полностью: http://tv-soyuz.ru/peredachi/veruyu-moskva40

космонавты

Previous post Next post
Up