Большевики об антирелигиозной пропаганде. Петр Смидович

Feb 07, 2016 22:43




Петр Гермогенович Смидович(1874-1935) - из дворян, член партии с 1898 г., агент "Искры",член ВЦИК, президиума ВЦИК и ЦИК СССР.
С 1922 года - член Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б) и глава Секретариата по делам культов, с 1929 г. председатель Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК.

Из стенограммы обсуждения вопроса о мерах по усилению антирелигиозной работы на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) 10.12.1928
В своем выступлении Смидович настаивает на том, что антирелигиозная пропаганда должна проводиться очень деликатно, без малейших элементов давления или насилия, без ударных кампаний, избегая внесения раскола в общество по религиозным вопросам.

[Spoiler (click to open)]Смидович П.Г. Решение об отделении церкви от государства повело к постепенному затуханию православной церкви. Мы видим, что в результате этого решения и православная, и мусульманская церковь идет на понижение. Выиграли те, которых раньше преследовали, прежде всего, сектанты, численность которых несколько увеличилась. Но, в общем и целом рассматривая положение дел, нужно сказать, что вся наша советская работа, она проникнута этим антирелигиозным духом, религиозность вообще, в городе и даже в деревне, она постепенно слабеет, по моему мнению. (Шкирятов: Но создаются иногда сектантские организации.) На днях был сообщен чрезвычайно благоприятный факт - во Владивостоке была закрыта церковь. Большей частью бывает так, что при закрытии церквей организуется голосование, оказывается известное давление и т.д. Но в данном случае этого не было заметно. Мы получили на имя председателя ЦИКа 1) такую бумажку: мы, несколько стариков и старух, остались верующими, нас очень мало, но все-таки и нас нужно пожалеть. Церковь далеко находится, и мы оказались в тяжелом положении. Эта церковь ликвидируется, в числе верующих остается несколько стариков и старух, о чем они сами пишут. Их очень мало. Можно, конечно, какой-нибудь уголочек им предоставить, где они могут собираться. Я привел это как наиболее яркий пример. Но, в общем, нужно отметить, что какого-нибудь наступления с этой стороны, или какого-нибудь вновь возникающего фронта мы сейчас не имеем. Вся наша советская работа, каждая школа, каждый вуз и каждая казарма 2) ведет к затуханию религиозности и не потому даже, что везде поставлена специальная антирелигиозная пропаганда. Просто сама наша советская работа ведет к такому затуханию религиозности. С другой стороны, специальная антирелигиозная агитация и пропаганда, поскольку она велась до сих пор, по-моему, ведется очень неудовлетворительно. Здесь приходится больше обратить внимание не на количество, а на качество этой работы. Надо отметить, что мы имеем очень много случаев, когда интенсивно развернутая антирелигиозная агитация в том или ином кружке, где-нибудь в деревне, приводит как [раз] к обратным результатам. В некоторых случаях мы имеем возникновение этого фронта на почве такой неумелой антирелигиозной агитации и пропаганды. Эта работа требует громадного внимания и здесь именно надо говорить: лучше меньше, да лучше. Какое-нибудь даже малейшее давление в этой области, какой-нибудь элемент насилия приводит к совершенно обратным результатам. […]

Это должна делать не Коммунистическая партия, а к этой работе нужно привлечь беспартийного учителя и т.д. Здесь нужно обратить внимание на качество, нужно подработать эту штуку, и я говорю, что в отношении школы тоже нужно подойти осторожно. Мы знаем, как молодежь воспринимает это, мы знаем, что каждый урок, как правило, есть развертывание материализма, естественноисторического материализма. Но, если поставить специальное преподавание антирелигиозности в этой среде, если это преподавание будет поставлено не так, как нужно, то в этой среде это может привести к неблагоприятным последствиям. […]

Если мы тут не подготовим как следует, т.е., если мы примем вашу резолюцию, как она есть, не формулируя, как должна быть построена антирелигиозная пропаганда, наряду со всем также и в казармах, мы можем также получить такую штуку, что между антирелигиозниками и религиозниками начнутся споры, противопоставление одной части другой и т.д. Я повторяю, к этому нужно относиться чрезвычайно внимательно. Обратить внимание на качество этой работы, не делать ударной кампании, к этому нет повода. Если говорить о специальной постановке антирелигиозного воспитания в школе, казарме и т.д., то следует разработать, подготовиться, а потом уже рекламировать.
Текст выступления отсюда: http://www.hrono.ru/dokum/192_dok/19281210ck.php

большевики, антирелигиозная пропаганда, РПЦ и Советская власть

Previous post Next post
Up