Француженка, жена декабриста. О ней как-то меньше известно
Dec 26, 2015 12:45
Камилла Ле-Дантю родилась 17 июня 1808 г., в момент восстания декабристов ей было чуть больше семнадцати.
Н.П. Козлов . Портрет К.П. Ивашевой. Ок. 1831 г
Ее мать Мари-Сесиль, обосновавшаяся в России в конце XVIII века вместе со своим вторым супругом, работала гувернанткой в доме генерал-майора П.Н.Ивашева. Камилла хорошо знала сына хозяев Василия Ивашева - блестящего кавалергарда с прекрасным будущим. Он ей нравился, молодые люди симпатизировали друг другу, но она прекрасно понимала разницу их общественных положений, да и в момент ареста декабриста была слишком молода. Но она всегда помнила об этом красивом офицере и помещике. А когда этот кавалергард превратился в «государственного преступника», лишенного и политических и имущественных прав, огромная разница их социальных положений перестала иметь значение.
[Spoiler (click to open)]Мария Волконская писала многим своим знакомым о тяжелом положении живущих в тюрьме и на поселении декабристов, о необходимости максимально облегчить их участь и желательности для этого приезда в Сибирь невест, которые могли бы стать здесь женами декабристов. Она писала об этом, например, так: «…Ваши сестры не могли бы достигнуть позволения у его величества приехать сюда к своим женихам… Среди нас были уже недавно примеры этому (о приезде Полины Гебль)…» Камилла после ареста декабриста тяжело заболела и призналась родным в своей любви и желании разделить его участь. В роли свахи выступила любимая сестра Ивашева - Е.П.Языкова. Теперь дочь бедной гувернантки с полного благословения родителей могла стать отпрыском старинного и богатого дворянского рода. В 1828 г. разрешение на поездку и брак с Ивашевым было получено. Один из родственников Ивашева так рекомендовал Камиллу будущему мужу, сохранившему о ней юношески теплые и восторженные, хотя и смутные воспоминания: «…Простота и любезность столько непринужденны, столько естественны, что нельзя не предугадать, нельзя не ручаться за счастье, которое тебе предназначается». Акварельный портрет Н.Бестужева, запечатлевший Камиллу, такие лестные характеристики вполне подтверждает.
Та же Мария Волконская вспоминает о Камилле: «Это было прелестное создание во всех отношениях». Они сдружились еще по письмам. В Петровском заводе Мария Николаевна помогала молодой француженке освоиться, в ее доме невеста жила до свадьбы. И вот в сентябре 1831 года в Петровском заводе состоялась свадьба Василия Ивашева с приехавшей к нему уже 23-х летней Камиллой Ле- Дантю. По этому случаю бывший князь и восторженный поэт Александр Одоевский (1802-1839) сочинил очередную торжественную оду « ..На приезд в Сибирь, к жениху...»
По дороге столбовой
Колокольчик заливается,
То не парень молодой
Белым снегом опушается?
Нет, то ласточкой летит
По дороге красна девица.
Мчатся кони... От копыт
Вьется легкая метелица.
Кроясь в пухе соболей,
Вся душою вдаль уносится;
Из задумчивых очей
Капля слез за каплей просится:
Грустно ей... Родная мать
Тужит тугою сердечною;
Больно душу оторвать
От души разлукой вечною.
Сердцу горе суждено!
Сердце надвое не делится-
Разрывается оно...
Дальний путь пред нею стелется.
Но зачем в степную даль
Свет-душа стремится взорами?
Ждет и там ее печаль
За железными затворами.
"С другом любо и в тюрьме! -
В думе молвит красна девица. -
Свет он мне в могильной тьме...
Встань, неси меня, метелица,
Занеси в его тюрьму.
Пусть, как птичка домовитая,
Прилечу и я к нему
Притаюсь, людьми забытая".
Женитьба на ней, говорит М. Волконская, была большим счастьем для Ивашева, «..который до этого находился в «совершенно отчаянном положении». Отчаяние довело декабриста до крайности - до безнадежной мысли о побеге. И в этот критический момент своей жизни В. П. Ивашев узнает не только о любви к нему молодой и прелестной девушки, когда-то жившей в доме его родителей с матерью-гувернанткой, но и о готовности ее приехать к нему в Сибирь.
Камилла действительно оказалась обаятельной, скромной и благородной женщиной, прекрасной женой и матерью, достаточно хорошо образованной и не без талантов. Она была очень музыкальна, как и сам В. Ивашев, прекрасно играла на фортепьяно и пела, особенно ей удавались дуэты с Марией Волконской. Брак Ивашевых при всей его случайности оказался очень удачным. Кто- то из Великих, сказавший - «…Истинные Браки совершаются на небесах…» - совершенно точно охарактеризовал именно этот брак. В годовщину свадьбы,16 сентября 1832 г. Камилла пишет матери: «…Год нашего союза, матушка, прошел, как один счастливый день...» Но увы, счастье недолговечно: 25 декабря 1839 г. Камилла, простудившись, преждевременно родила дочь Елизавету, прожившую лишь 36 часов, и 30 декабря умерла Овдовевший Ивашев был в отчаянии: «…Нет у меня больше моей подруги, бывшей утешением моих родителей в самые тяжелые времена, давшей мне восемь лет счастья, преданности, любви, и какой любви…» Смерть жены не только лишила Ивашева душевного покоя, но и убила физически - он скончался скоропостижно, через год, ровно в день ее смерти. В Туринске, где Ивашевы жили на поселении с 1836 года, они оставили по себе самые добрые воспоминания добросердечием, простотой, трудолюбием и помощью бедным. Заботы о трех маленьких детях (самой старшей дочери Камиллы в год смерти ее отца исполнилось пять лет) взяли на себя друзья Ивашева - Басаргин и Пущин. Через полгода, в июле 1841 г.. детей под фамилией Васильевых, вместе с бабушкой-француженкой (она приехала в Туринск в 1839), отправили к тетке кн. Е.П.Хованской в Симбирск, где они и воспитывались. По манифесту об амнистии 26 августа 1856 им была возвращена фамилия отца и дворянство.